История органов власти и местного самоуправления

Органы государственной власти и местного самоуправления с 1917 по 1998 годы

Установление Советской власти в России повлекло за собой коренную ломку старого государственного аппарата, а затем административно-территориального деления.

По первой Конституции РСФСР 1918 года местные органы Советской власти строились с учетом унаследованного административно-территориального деления: в губернии это были губернские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских (первоначально солдатских) депутатов, в уездах – уездные, в волостях – волостные, в селениях – сельские, в городах – городские Советы. Высшим органом власти Советов стали периодически созываемые съезды Советов, избирающие исполнительные комитеты Советов. В уездах и губерниях исполкомы избирали президиумы.

По данным 1918 года в Казанской губернии проживало около 730 тыс., в Симбирской – 730 тыс. чувашей. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 года на территории Цивильского, Чебоксарского, Ядринского, части Козьмодемьянского, Тетюшского, Буинского и Курмышского уездов была образована в составе РСФСР Чувашская автономная область с центром г. Чебоксары.

Официально Чувашская автономная область стала функционировать с июля 1920 года. Руководящим органом области был временно утвержден Революционный комитет Чувашской АО, образованный на базе аппарата Чебоксарского уисполкома. Он состоял из отделов управления, народного образования, продовольственного комитета, финансового отдела, Совета народного хозяйства, областной чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности, отделов земледелия, юстиции и ревтрибунала, здравоохранения, социального обеспечения, народной связи, труда, коммунального, областного военного комиссариата и рабоче-крестьянской инспекции.

Ревком Чувашской АО организовал прием уездов и волостей, отнесенных к области согласно Декрету от 24 июня 1920 года. К 39 волостям Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов были присоединены 5 волостей из Козьмодемьянского, 6 – из Буинского и 6 – из Курмышевского уездов. Всего в составе Чувашской автономной области стало 3 уезда с 56 волостями. Ее территория достигла 10 тыс. квадратных верст, а население – свыше 800 тыс. человек. Уточнение внешних границ области происходило еще достаточно длительное время после ее образования.

Первый областной съезд Советов, состоявшийся 7-11 ноября 1920 года, избрал постоянный орган управления, сменивший ревком – Исполнительный комитет Советов Чувашской АО. Уездные и волостные учреждения сохранили свою структуру и перешли в ведение областных учреждений. В связи с присоединением к Цивильскому уезду волостей, принятых из Буинского и Тетюшского уездов, его территория значительно расширилась. В конце 1920 года в составе уезда на территории вновь принятых волостей был образован Ибресинский район, который управлялся революционной тройкой. Ибресинский район постепенно превратился в самостоятельную административную единицу, признанием чего явилось его преобразование облисполкомом 22 июня 1921 года в Ибресинский уезд. 20 февраля 1922 года Президиум ВЦИК утвердил новое административно-территориальное деление Чувашской АО, в состав которой входил Батыревский уезд с временным центром ст. Ибреси.

21 апреля 1925 года Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику со столицей в г. Чебоксары при сохранении существующих границ. Однако они скоро изменились: из состава Ульяновской губернии согласно постановлению Президиума ВЦИК от 20 июля 1925 года в республику переданы г. Алатырь и три волости. Прием их по акту состоялся 7 сентября 1925 года. В последующие годы значительных изменений границ Чувашской АССР не происходило. После преобразования области в республику число уездов достигло 5, волостей в них – 61.

Внутреннее административно-территориальное деление со времен образования Чувашской АО в 1920 году до районирования в октябре 1927 года было организовано по четырехзвенной системе: область (АССР) – уезд – волость - сельсовет. Новая система административно-территориального управления Чувашской АССР была утверждена постановлением ВЦИК от 15 июня 1925 года «О государственном устройстве Чувашской АССР». Характерным для этого периода становления государственного аппарата была частая реорганизация областных учреждений, не имевших единообразной структуры.

Вводя новую систему учреждений Чувашской АО, Президиум ВЦИК устранил недостатки прежней областной системы управления. Первые штаты Советов Чувашской АССР были утверждены Штатной комиссией Наркомата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР 27 августа 1925 года. В соответствии с ними состоявшийся 5 ноября 1925 года пленум Исполкома Чувашской АССР сформировал все руководящие органы. С этого дня высшим органом государственной власти Чувашской АССР стал Центральный Исполнительный Комитет – ЦИК. В его подчинении был учрежден новый исполнительный и распорядительный орган – Совет Народных Комиссаров (СНК) Чувашской АССР в составе отраслевых органов управления: наркоматы внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия, социального обеспечения, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли, Совет народного хозяйства. Кроме того, в состав СНК с правом совещательного голоса входили начальник ОГПУ, статистического и территориального управлений. Первый съезд Советов Чувашской АССР 31 января 1926 года принял проект Конституции Чувашской АССР, в которой были отражены изменения в государственном устройстве, внесенные постановлением Президиума ВЦИК от 15 июня 1925 года и проведенные в жизнь. Эта система учреждений республики существовала до принятия Конституции Чувашской АССР 18 июля 1937 года.

В период между 1925 – 1930 годами в низовом звене административно-территориального деления Чувашской АССР произошли коренные преобразования. Признаком неудовлетворенности населения сложившейся четырехзвенной системой явились ходатайства об изменении волостных границ путем передачи селений в другие волости или ликвидации малых волостей. В связи с этим Президиум ЦИК Чувашской АССР четырежды принимал постановление о пересмотре сети и границ волостей и уездов: 23 октября 1925 года, 3 июня, 29 июля и 14 октября 1926 года. Причем все они были проведены в жизнь раньше, то есть до рассмотрения и утверждения Президиумом ВЦИК.

Наконец, в 1927 году был окончательно решен неоднократно выдвигавшийся вопрос о переходе от четырехзвенной системы административно-территориального управления Чувашской АССР к трехзвенной путем упразднения прежнего деления на уезды, волости и мелкие сельсоветы, когда в каждом селении, как правило, существовал сельсовет, и введения нового деления на районы и укрупненные сельсоветы. Вместо двух ступеней деления на уезды и волости была учреждена одна – район. Новая сеть районов Чувашской АССР была утверждена Президиумом ВЦИК 5 сентября 1927 года, новая сеть сельсоветов – Административной комиссией при ВЦИК 27 августа 1927 года. В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК новая система административно-территориального деления Чувашской АССР была введена с 1 октября 1927 года, когда по всей республике прошли первые районные съезды Советов и были организованы районные Советы, которые избрали свои исполкомы. В связи с этим упразднились все уисполкомы и волисполкомы. Новая сеть состояла из 17 районов - Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетаевский, Мариинско-Посадский, Малояльчиковский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский и 1167 сельсоветов. К 1929 году число сельсоветов сократилось до 620.

Районирование Чувашской АССР совпало с общесоюзным экономическим районированием. В январе 1929 года была образована Нижегородская область, к которой в соответствии с решением III съезда Советов Чувашской АССР от 29 марта 1929 года была присоединена республика, и чуть позднее – 15 июля 1929 года образован Нижегородский (с 7 октября 1932 г. – Горьковский) край.

После реформы административно-территориального деления 1927 года продолжалось некоторое разукрупнение районов. 20 сентября 1930 года Президиум ВЦИК утвердил образование в составе Чувашской АССР татарского национального района – Шихирдановского в составе 22 татарских селений, выделенных из Батыревского, Ибресинского, Малояльчиковского и Шемуршинского районов. 25 января 1935 года Президиум ВЦИК утвердил новую сеть районов Чувашии, состоявшую из 25 образований, в том числе 7 новых: Ишлейского, Кувакинского, Тархановского, Траковского (с 1940 года – Красноармейского), Шихазанского, Шумерлинского и Янтиковского районов. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 февраля 1939 года в составе Чувашской АССР было образовано 3 новых района: Калининский, Советский и Октябрьский. Принятым в тот же день Указом «Об изменении границ в новом административно-территориальном составе Батыревского и Шихирданского районов Чувашской АССР» названные 2 района были ликвидированы, а на их базе образованы новые – Комсомольский и Чкаловский (в 1954 году переименован в Батыревский). Всего к началу Великой Отечественной войны, согласно контрольному списку населенных пунктов, представленному Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР Президиуму Верховного Совета РСФСР 25 марта 1940 года, в республике насчитывалось 28 районов и 619 сельсоветов, в которых состояло 1971 сельское поселение.

Новые районы создавались и в военное время. Так, в 1944 году на карте республики было отмечено еще два района – Моргаушский и Чурачикский.

С 1950-х годов началось обратное укрупнение районов, сочетающееся с переходом к новому этапу массового укрупнения сельсоветов – второго после укрупнения 1927 – 1929 годов. Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 10 июня 1954 года, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР 14 июня того же года, установлена новая сеть укрупненных сельсоветов. Из существовавших в то время 612 сельсоветов сохранились в неизменном составе 157, а из других 455 было образовано 211 укрупненных сельсоветов. В итоге их общее число сократилось до 368.

С ноября 1959 по июль 1960 годов было проведено третье массовое укрупнение сельсоветов, затронувшее почти половину существующих. Однако такие изменения далее не оформлялись общим актом. С 1956 года началось сокращение районов. Их количество в течение трех лет уменьшилось на 9. Президиум Верховного Совета РСФСР 2 ноября 1956 года утвердил упразднение в составе Чувашии 4 районов: Кувакинского, Калининского, Советского и Шихазанского. В 1959 году были упразднены Ишлейский, Моргаушский, Октябрьский, Первомайский и Чурачикский. Населенные пункты упраздненных районов были перечислены в состав других.

В связи с предпринятой в стране перестройкой органов партийного и государственного руководства народным хозяйством 20 декабря 1962 года Президиум Верховного Совета Чувашской АССР принял постановление о перестройке сети районов по принципу разделения управления сельскими и городскими населенными пунктами. Вместо существовавших 21 обычного района было образовано 9 сельских и 2 промышленных района. Однако разделение районов на сельские и промышленные усложнило организацию управления, поэтому такое деление существовало недолго. 11 января 1965 года Президиум Верховного Совета Чувашской АССР принял постановление об упразднении разделения республики на промышленные и сельские районы и образовании единых районов. Всего было организовано 18 районов и к концу 1966 года их число вновь достигло 21: Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Козловский, Канашский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Шумерлинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский.

Государственное управление в районах оставалось без существенных изменений со времени районирования 1927 года. Район возглавлял районный Совет народных депутатов, избиравший на своей сессии исполнительный комитет, сельсовет – сельский Совет народных депутатов, также избиравший на своей сессии исполнительный комитет. Вначале сельисполкомы создавались только в крупных сельсоветах, с 1929 года – повсеместно.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года и выработанной на ее основе Конституцией Чувашской АССР, утвержденной 18 июля 1937 года VI (XI) съездом Советов республики, высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом Чувашской АССР стал Верховный Совет, избираемый, как все Советы, путем прямых выборов. Для организации текущей работы между сессиями Верховного Совета республики избирался рабочий орган – Президиум Верховного Совета. Центральный Исполнительный Комитет Чувашской АССР 31 июля 1938 года передал ему свои полномочия.

Согласно Конституции 1937 года Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР состоял из Председателя СНК, заместителя Председателя СНК, председателя Государственной плановой комиссии, народных комиссаров пищевой промышленности, лесной промышленности, земледелия, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, начальника Дорожного управления, уполномоченного Комитета заготовок СССР, начальника Управления по делам искусств.

В исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся входили отделы: земельный, народного образования, финансовый, внутренней торговли, здравоохранения, социального обеспечения, общий, дорожный, коммунальный, местной промышленности, плановая комиссия, сектор кадров при председателе исполкома.

Одновременно была повышена роль сессий Советов, получивших права, принадлежавшие ранее съездам Советов. Они созывались чаще, чем съезды, что способствовало большей оперативности при рассмотрении и решении назревших вопросов. Совет Народных Комиссаров и народные комиссариаты продолжали выполнять свои распорядительно-исполнительные функции. 26 марта 1946 года СНК Чувашской АССР был переименован в Совет Министров, народные комиссариаты – в министерства. При этом их функции не изменились.

Закон об изменении и дополнении текста Конституции Чувашской АССР (1948 г.) закрепил за Советом Министров Чувашской АССР следующую структуру: Председатель, заместитель председателя, председатель Государственной плановой комиссии, министры внутренних дел, государственной безопасности, здравоохранения, коммунального хозяйства, лесной, местной, пищевой промышленности, просвещения, сельского хозяйства, социального обеспечения, торговли, финансов, юстиции, начальники управлений автомобильного транспорта, дорожного, кинофикации, местной топливной промышленности, промышленности строительных материалов, по делам искусств, по делам культурно-просветительных учреждений.

В структуре органов государственного управления в 1957 году произошли частичные изменения в связи с образованием с 1 июля нового учреждения – Совета народного хозяйства Чувашского административно-экономического региона, которому были переданы отраслевые органы управления промышленностью республики. Однако в феврале 1963 года он был упразднен и эти отраслевые органы вернулись в подчинение Совета Министров Чувашской АССР, за исключением одного Управления электротехнической промышленности. Оно перешло в ведение Совета народного хозяйства Волго-Вятского района, образованного в начале 1963 года на основе объединения областей и автономных республик этой части РСФСР и упраздненного в декабре 1965 года.

Восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР (девятого созыва) 31 мая 1978 года приняла новую Конституцию Чувашской АССР. Она несколько расширила функции органов власти и управления республики, но структура их организации не претерпела каких-либо коренных изменений. Так, органы государственной власти Чувашской Республики (по Закону о Совете Министров Чувашской АССР от 1979 г.) включили следующие министерства: бытового обслуживания, внутренних дел, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, мелиорации и водного хозяйства, местной промышленности, пищевой промышленности, просвещения, сельского хозяйства, социального обеспечения, торговли, финансов, юстиции и государственные комитеты: плановый, по делам строительства, материально-техническому снабжению, труду, ценам, делам издательства, полиграфии и книжной торговли, производственно-техничес-кому обеспечению сельского хозяйства, телевидению и радиовещанию. В подведомственные Совету Министров органы входили: Комитет государственной безопасности, управления топливной промышленности, кинофикации, комитет по физической культуре и спорту, Государственный арбитраж.

В соответствии с новой Конституцией Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Такая система организации государственной власти в республике в целом просуществовала до 1991 года.

Начиная с 1989 года в Конституцию республики стали вноситься принципиальные изменения и дополнения, которые предопределили современное общественно-политическое устройство Чувашии, реорганизацию структуры государственной власти и управления.

С принятием 24 октября 1990 года «Декларации о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики» и Закона ЧАССР «О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР» впредь республика провозглашена Чувашской Советской Социалистической Республикой, а Законом Чувашской ССР от 13 февраля 1992 года «Об изменении наименования Чувашской ССР» она переименована в Чувашскую Республику.

Октябрь 1991 года поистине войдет в историю Чувашии как начало коренной реорганизации общественно-политического устройства, структуры государственной власти и управления республики. В связи с реформой системы органов исполнительной власти в Российской Федерации седьмой сессией Верховного Совета Чувашской ССР 17 октября 1991 года были приняты законы Чувашской ССР «О Президенте Чувашской ССР» и «О выборах Президента Чувашской ССР».

С принятием 17 октября 1991 года Закона Чувашской Республики «О Президенте Чувашской ССР» Чувашская Республика официально признается президентской Республикой. В соответствии с Законом Чувашской ССР «О выборах Президента Чувашской ССР» Постановлением Верховного Совета Чувашской ССР от 16 октября 1991 года на 8 декабря 1991 года были назначены выборы Президента Чувашской ССР. В результате состоявшихся 8 и 22 декабря 1991 года выборов ни один из кандидатов на пост Президента Чувашской ССР не набрал необходимого количества голосов для избрания. В связи с этим и учитывая складывавшуюся политическую и социально-экономическую обстановку в Российской Федерации и Чувашской Республике, Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 25 декабря 1992 года № 504 был объявлен мораторий на проведение выборов Президента Чувашской Республики до истечения срока полномочий Верховного Совета Чувашской Республики двенадцатого созыва. Указанное Постановление Верховного Совета Чувашской Республики в части объявления моратория на проведение выборов Президента Чувашской Республики было признано утратившим силу 21 октября 1993 года. Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 21 октября 1993 года № 677 на 12 декабря 1993 года были назначены выборы Президента Чувашской Республики. В соответствии со статьей 22 Закона Чувашской Республики «О выборах Президента Чувашской Республики» по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов на выборах 12 декабря 1993 года, назначено повторное голосование на 26 декабря 1993 года. По результатам повторного голосования первым всенародно избранным Президентом Чувашской Республики стал Николай Васильевич Федоров, а Вице-Президентом Чувашской Республики – Энвер Азизович Аблякимов.

Указом Президента Чувашской Республики от 4 февраля 1994 года № 21 сформирован Кабинет Министров – Правительство Чувашской Республики в составе: Председателя Кабинета Министров – Правительства Чувашской Республики; министра сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики – заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики; министров безопасности, внутренних дел, здравоохранения, информации и печати, культуры и по делам национальностей, образования, науки и высшей школы, природных ресурсов и охраны окружающей среды, промышленности, энергетики и транспорта, по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства, по социальной политике, труда, физической культуры и спорта, финансов, экономики, юстиции, председателя Государственного комитета по управлению государственным имуществом – министра Чувашской Республики, Руководителя Администрации Президента Чувашской Республики; представителя Чувашской Республики при высших органах государственного управления Российской Федерации – в ранге заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики.

В этот же день – 4 февраля 1994 года Указом Президента Чувашской Республики №22 утверждена структура республиканских органов исполнительной власти Чувашской Республики. В состав республиканских органов исполнительной власти вошли: Кабинет Министров – Правительство Чувашской Республики: республиканские министерства безопасности; внутренних дел; здравоохранения; информации и печати; культуры и по делам национальностей; образования, науки и высшей школы; природных ресурсов и охраны окружающей среды; промышленности, энергетики и транспорта; сельского хозяйства и продовольствия; по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства; по социальной защите; физической культуре и спорта; финансов; экономики; юстиции. Иные республиканские органы исполнительной власти: Государственные комитеты Чувашской Республики по управлению государственным имуществом; занятости населения; земельным ресурсам и землеустройству; комитеты Чувашской Республики по делам архивов; внешним связям и торговли; водному хозяйству; геологии и использованию недр; гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий; лесному хозяйству; Чувашское республиканское управление статистики. Республиканские службы федеральных органов исполнительной власти: Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике, Департамент налоговой полиции Чувашской Республики, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Чувашской Республики Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; Чувашское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; Военный комиссариат Чувашской Республики.

В период деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики, министерств и ведомств Чувашской Республики с февраля 1994 года по январь 1998 года Указами Президента Чувашской Республики были внесены изменения в структуру республиканских органов исполнительной власти Чувашской Республики.

В связи с истечением в декабре 1997 года конституционного срока первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова, избранного в декабре 1993 года, Государственный Совет Чувашской Республики постановлением №770 от 21 августа 1997 года назначил выборы Президента Чувашской Республики на 28 декабря 1997 года. Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 29 декабря 1997 года выборы Президента Чувашской Республики признаны состоявшимися и действительными. Президентом Чувашской Республики вновь избран Николай Васильевич Федоров, Вице-Президентом - Лев Пантелеймонович Кураков.

Указом Президента Чувашской Республики от 19 января 1998 года № 6 и 7 утверждены структура республиканских органов исполнительной власти и состав Кабинета Министров Чувашской Республики.

В связи с избранием Л.П. Куракова депутатом и Председателем Государственного Совета Чувашской Республики Указом Президента Чувашской Республики от 27 июля 1998 года №89 принята его отставка с должности Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики по личному заявлению. Кроме того, Указом Президента Чувашской Республики от 27 июля 1998 года № 40 объявлена отставка Кабинета Министров Чувашской Республики.

С 1 сентября 1998 года Указами Президента Чувашской Республики утверждены новые структура органов исполнительной власти и состав Кабинета Министров Чувашской Республики, которые действуют по настоящее время.

Происходящие изменения в общественно-политическом устройстве и структуры государственной власти и управления коснулись и законодательного органа Чувашской Республики. В соответствии с Законом Чувашской Республики «О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике» от 21 октября 1993 года семнадцатой внеочередной сессией Верховного Совета Чувашской Республики 24 ноября 1993 года были приняты законы Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики», «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Одновременно внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики.

В соответствии со статьей 92 Конституции Чувашской Республики и статьей 1 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» Государственный Совет Чувашской Республики – является постоянно действующим представительным законодательным органом государственной власти Чувашской Республики, в состав которого избираются 47 депутатов, в том числе 28 депутатов по административно-территориальным и 19 – по территориальным округам. Депутаты, избранные по территориальным округам, работают на профессиональной постоянной основе.

13 марта 1994 года состоялись первые выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва.

В результате состоявшихся 13, 27 марта и 2 июня 1994 года выборов было избрано 33 из 47 депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. 21 июня 1994 года открылась первая сессия Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва, где признаны полномочия 33-х его депутатов. Таким образом, началом срока полномочий Государственного Совета Чувашской Республики стало 21 июня 1994 года – дата официального признания полномочий депутатов.

Формирование депутатского корпуса Государственного Совета Чувашской Республики продолжалось в течение 1994 – 1996 годов. В эти же годы неоднократно вносились изменения и дополнения в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики».

10 марта 1998 года Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики». В соответствии с указанным законом Государственный Совет Чувашской Республики состоит из 87 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью избирателей. В связи с изменением порядка формирования Государственного Совета Чувашской Республики 30 марта 1998 года принят новый Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Одновременно внесены изменения и дополнения в Конституцию Чувашской Республики. В соответствии с новым законом 12 июня 1998 года состоялись выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва. По результатам голосования на выборах избранными стали 64 депутата Государственного Совета Чувашской Республики из 87.

27 июля 1998 года состоялась первая сессия Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва. Сессия признала полномочия всех 64 депутатов, избранных 12 июля 1998 года. В 23 округах, где участвовали менее 25 процентов избирателей, выборы признаны недействительными. Председателем Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва избран Кураков Лев Пантелеймонович.

По решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики 1 ноября 1998 года состоялись повторные выборы в остальных 23 округах. 6 ноября 1998 года состоялась внеочередная четвертая сессия Государственного Совета Чувашской Республики второго созыва, которая признала полномочия остальных 23 депутатов, избранных 1 ноября 1998 года. В результате Государственный Совет Чувашской Республики второго созыва начал работать в полном составе.

На седьмой сессии Верховного Совета Чувашской ССР 18 октября 1991 года приняты Законы Чувашской ССР «О местном самоуправлении в Чувашской ССР» и «О выборах Главы местной администрации». Таким образом, заложены основы организации деятельности органов местного самоуправления в республике. Формирование местного самоуправления является одним из важнейших направлений политических реформ, направленных на упразднение командно-административной системы управления. Организация местного самоуправления включает создание новых органов руководства местными делами, определение их компетенции, обеспечение материально-финансовой самостоятельности самоуправления, повышение ответственности местного управленческого аппарата и др. В связи с этим в течение 1992 - 1996 годов были внесены в законодательные акты значительные дополнения и изменения.

С принятием Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Государственным Советом Чувашской Республики 1 марта 1996 года принят практически новый Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике». На органы местного самоуправления возложены решения вопросов:

- владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

- формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов;

- социально-экономического развития муниципального образования;

- содержания, использования и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры;

- содержания и использования муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

- благоустройства и озеленения территории муниципального образования, строительства и содержания дорог местного значения;

- создания условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи и транспорта.

Кроме того, органами государственной власти республики в ведение муниципальных образований могут передаваться отдельные государственные полномочия.