Анализ работы органа опеки и попечительства администрации Цивильского района Чувашской Республики за 2016 год
Основные направления и задачи государственной политики в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обозначены в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, Программе мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Чувашской Республике, Плане мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике на 2013 - 2018 годы и др.
В Цивильском районе сохраняется позитивная динамика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. На 01.02.2017 года в районе проживает 102 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них 101 ребенок воспитывается в замещающих семьях, что составляет 99 %.
По итогам 2016 года вновь выявлено 9 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 66,7 % – «социальные сироты». Данный показатель ниже уровня 2015 года (в 2015 г. выявлено 11 детей). Все выявленные дети устроены в замещающие семьи.
Важным направлением деятельности органов опеки и попечительства является возврат детей-сирот в кровные семьи. По состоянию на 01.01.2017 года в республике 56 детей возвращены в кровные семьи. В Цивильском районе за 2016 год - 3 детей.
Преимущественной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство), в том числе на возмездной основе (приемная семья). В республике созданы условия, мотивирующие и стимулирующие граждан на прием в семью ребенка-сироты. Приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение, на содержание подопечных и приемных детей (в зависимости от возраста и наличия инвалидности). Размер пособия составляет на детей-инвалидов (в возрасте до 2-х лет – 6708 руб., от 2 до 7 лет – 6977 руб., от 7 до 18 лет – 7662 руб.), на детей, за исключением детей-инвалидов (в возрасте до 2-х лет – 6098 руб., от 2 до 7 лет – 6343 руб. от 7 до 18 лет – 6966 руб.). Кроме того, единовременно при передаче ребенка на воспитание в семью в 2016 году выплачивалось 15512,65 руб. ( с 1 февраля 2017 года размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составляет -16427,90 руб.), за усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся инвалидами, братьями и/или сестрами, детьми старше семи лет единовременно выплачивалось 118529,25 руб. ( с 1 февраля 2017 года - -125522,48 руб.) Принимаются меры по содействию гражданам, желающим усыновить (удочерить) детей-сирот. Для материального стимулирования при усыновлении ребёнка и повышения активности граждан, проживающих в Чувашской Республике, действует Закон Чувашской Республики от 03.10.2012 г. № 60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики», где сумма материального стимулирования устанавливается на каждого усыновленного ребенка в размере 300,0 тыс. рублей, на каждого усыновленного ребенка из числа детей-инвалидов – в размере 375,0 тыс. рублей. В 2016 году этим правом воспользовались усыновители 34 детей-сирот (2015 году - 28 детей-сирот).
По состоянию на 01.01.2017 по республике единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью получили 269 граждан на 343 ребенка на общую сумму 6051170,08 руб. (в 2015 году - 7797183,08 руб. получили 424 гражданина на 480 детей).
В Цивильском районе - 2гражданина на 2 детей на общую сумму 31025,3 руб.
В целях недопущения возврата детей из замещающих семей организовано их комплексное психолого-педагогическое сопровождение, действует ассоциация замещающих родителей, функционируют центры сопровождения, работают школы приемных родителей, осуществляется широкая информационная пропаганда.
Цивильский район курирует БУ «Шумерлинский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Минобразования Чувашии.
Несмотря на созданные условия по комплексному сопровождению замещающих семей количество фактов отмены решений об опеке (попечительстве) - «вторичное сиротство» - «возвращенные» из приемных и опекунских семей дети-сироты, ежегодно растет. По состоянию на 01.01.2017 г. в республике органами опеки и попечительства отменено 31 решение о передаче ребенка в семью и большинство по инициативе опекунов (попечителей), приемных родителей. В Цивильском районе – 4 решения (в связи со смертью опекуна – 3 решения, и по болезни опекуна – 1 решение), дети переданы в семью.
Растет кол-во семей желающих взять ребенка на воспитание в семью. В 2016 году в органах опеки встали на очередь 6 кандидатов.
По вопросам профилактической работы в замещающих семьяхорган опеки и попечительства взаимодействует с субъектами профилактики в соответствии с ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Всоответствии статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. В 2016 г. по республике 16 родителей ограничены в родительских прав в отношении 24 детей, 178 родителей лишены родительских прав в отношении 237 детей. В Цивильском районе ограниченных в родительских правах не было, 3 родителя лишены. 5 детей остались без мамы и папы.
В 2016 году на территории Чувашской Республики зафиксировано 6 случаев по изъятию детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детейв соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации. В Цивильском районе случаев по изъятию детей не было.
Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сироты, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Это - дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. На указанную поддержку имеют право лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В очереди на получения жилого помещения в органах опеки и попечительства администрации Цивильского района состоит 70детей-сирот. В 2016 году получили помещения специализированного жилищного фонда 5 детей из категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2017 г. возникло право у 39 человек. Предусмотрены на 2017 год финансовые средства в виде субсидий на предоставление жилья 2 детям из данной категории.
С учетом возможностей республиканского бюджета, а также средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, в 2016 году на обеспечение жильем детей-сирот использовано 106,5 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 44,249 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 62,257 млн. рублей. Построено и приобретено 138 жилых помещений специализированного жилищного фонда (в 2015 году на обеспечение жильем детей-сирот использовано 83,6 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 33,6 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 50,0 млн. рублей, построено и приобретено 95 жилых помещений специализированного жилищного фонда).
Основные задачи органа опеки и попечительства:
- осуществление ежемесячного мониторинга ситуации по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие мер по повышению эффективности работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства с использованием современных технологий;
- недопущение роста численности вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
- усиление качества профилактики детского и семейного неблагополучия, своевременная организация работы по индивидуальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении;
- организация эффективной работы по совершенствованию системы межведомственного взаимодействия по вопросам комплексного сопровождения граждан, лишенных (ограниченных) родительских прав, но желающих восстановиться в родительских правах, и обеспечение выполнения показателя по восстановлению в родительских правах (отмены ограничения родительских прав) не менее одного родителя в год.