Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы

 

Комплексный план противодействия
идеологии терроризма в Российской Федерации
на 2024 – 2028 годы

 

 

 

Общие положения

Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы направлена на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей[1] неприятия идеологии терроризма[2] и устойчивости к ее пропаганде.

Задачами противодействия идеологии терроризма являются:

- задействование потенциала системы образования, молодежной политики и культуры, а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых
и спортивных мероприятий, прежде всего в образовательных организациях и трудовых коллективах, для устранения предпосылок радикализации населения (общая профилактика)[3];

- придание системности работе по привитию (разъяснению)[4] традиционных российских духовно-нравственных ценностей категориям населения из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма в целях предупреждения
их радикализации (адресная профилактика)[5]

- повышение результативности мер профилактического воздействия на конкретных лиц, подверженных либо подпавших
под влияние идеологии терроризма и неонацизма (индивидуальная профилактика)[6];

- обеспечение наполнения информационного пространства актуальной информацией, контрпропагандистскими и иными (текстовыми, графическими, аудио и видео) материалами, формирующими неприятие идеологии терроризма (антитеррористический контент), исходя из особенностей целевой аудитории, а также своевременной блокировки (удаления, ограничения доступа) контента террористического характера[7].  

Профилактическая работа[8] нацелена в первую очередь на такие категории лиц, как:

- представители молодежи, прежде всего разделяющие
идеи террористических, экстремистских, националистических
и неонацистских, организаций, различных деструктивных движений (субкультур), а также состоящие на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики в связи со склонностью
к суицидальному поведению, совершению насильственных действий;

- население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях[9];  

- мигранты, прибывшие в Российскую Федерацию
для осуществления трудовой деятельности или обучения, члены
их семей;

- лица, отбывающие либо отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прежде всего за осуществление террористической деятельности;

- члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных);

- несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.  

 

  1. Меры общей профилактики

1.1. В целях формирования у российского населения антитеррористического мировоззрения обеспечивать проведение мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню Героев Отечества (9 декабря)[10] с освещением их в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Организовывать привлечение к указанным мероприятиям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов
и гражданских лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, экспертов, журналистов, общественных деятелей, очевидцев террористических актов и пострадавших от действий террористов.

Расширять практику присвоения улицам, скверам, школам имен Героев Российской Федерации, отличившихся в борьбе с терроризмом, прежде всего с украинскими националистическими и неонацистскими военизированными формированиями, признанными террористическим организациями, и проведения акций «Парта героя»[11].    

Исполнители[12]: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России,
Росмолодежь, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации[13];   

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, спорта, образования, печати и массовых коммуникаций, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.  

Срок: ежегодно.

 

1.2. Для создания условий по привитию молодежи неприятия идеологии терроризма включать антитеррористическую тематику
в общественно-политические, воспитательные, просветительские, культурные, досуговые и спортивные мероприятия. К их проведению привлекать лидеров общественного мнения[14], общественных деятелей, представителей традиционных религиозных конфессий, а также задействовать в этой работе возможности общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций[15], детских
и молодежных движений (обществ, проектов)[16].

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

1.3. Для формирования у обучающейся молодежи антитеррористического мировоззрения и устойчивости
к пропагандистскому воздействию террористических организаций
и популяризирующих массовые убийства движений:

1.3.1. При реализации образовательных программ проводить профилактические мероприятия (тематические лекции, семинары
и викторины, кинопоказы, театрализованные постановки, встречи
с лидерами общественного мнения), направленные на разъяснение преступной сущности террористических, украинских националистических и неонацистских организаций. Для правового просвещения обучающихся, в том числе доведения информации
об ответственности за совершение преступлений террористической направленности, задействовать потенциал кафедр (преподавателей дисциплин) юридического профиля.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, с участием Росмолодежи; 

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

1.3.2. В образовательной деятельности организовать актуализацию
учебно-методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин, рекомендаций по подготовке и проведению занятий, планов занятий, учебных пособий, курсов лекций, фондов оценочных средств) в целях решения учебно-воспитательных задач по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

1.3.3. В ходе всероссийских и региональных молодежных форумов (конференций) организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, общественных деятелей, вернувшихся из зон боевых действий военных корреспондентов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих[17] и добровольцев[18] проведение тематических мероприятий, направленных на разъяснение молодым людям сущности террористической, украинской националистической и неонацистской идеологии. Расширять практику привлечения молодежи к социально полезной деятельности, позволяющей более эффективно прививать
им традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики.

Срок: ежегодно.

 

1.3.4. В рамках деятельности студенческих научных и творческих сообществ организовывать проведение исследований и реализацию творческих (художественных, театральных, журналистских) проектов антитеррористического содержания. По результатам отбора лучших работ обеспечивать участие их авторов в межвузовских (по линии ведомства и (или) региональных) и всероссийских конкурсах.

Исполнители: Минобрнауки России во взаимодействии
с Минкультуры России, Минпросвещения России, Минцифры России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими
в ведении образовательные организации, а также в части экспертного обеспечения – с Росмолодежью и ФАДН России. 

Срок: ежегодно.

 

1.3.5. В ходе реализации полномочий в установленной сфере деятельности организовывать разработку и внедрение учебных, методических, информационно-разъяснительных и просветительских материалов для использования в образовательном процессе
и воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций, расположенных на территориях, ранее находившихся
под контролем киевского режима.

Исполнители: Минпросвещения России[19], Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

1.4. В целях противодействия пропагандистскому воздействию
на население, прежде всего молодежь новых субъектов
Российской Федерации, обеспечить изучение библиотечных фондов
на предмет выявления и изъятия изданий, содержащих информацию террористического, экстремистского и деструктивного характера,
в том числе фальсифицирующую историю России на всех этапах
ее становления и развития и дискредитирующую ее политику.     

Исполнители: на федеральном уровне – в части методического руководства в установленной сфере деятельности:
Минкультуры России во взаимодействии с МВД России,
Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзором;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, образования и государственной национальной политики,
с участием органов местного самоуправления. 

Срок: ежегодно.  

 

1.5. Для устранения причин и условий, способствующих вовлечению населения в террористическую деятельность:

1.5.1. Проводить работу по привлечению детей и молодежи
к деятельности общественных организаций, волонтерских военно-патриотических молодежных и детских объединений, нацеленной
на формирование антитеррористического мировоззрения, привитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
а также организовывать методическое сопровождение этой деятельности.

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь
во взаимодействии с МВД России, Минобороны России, Минпросвещения России, Росгвардией, в части экспертного обеспечения – с ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах молодежной политики, культуры, образования, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.

Срок: ежегодно.

 

1.5.2. Оказывать государственную поддержку социально-значимым, в том числе культурно-просветительским, гуманитарным, спортивным проектам, направленным на привитие населению неприятия идеологии насилия и негативных социальных явлений.

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь
во взаимодействии в части экспертного обеспечения
с Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минспортом России, ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.  

Срок: ежегодно.  

 

1.5.3. Обеспечивать максимальный охват позитивной повесткой учащихся общеобразовательных организаций в свободное от учебы время с задействованием структур самоуправления, волонтерских
и патриотических движений, а также служб примирения (медиации)
по разрешению конфликтных ситуаций.

Исполнители: исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия
в сферах образования, молодежной и государственной
национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

1.6. В целях своевременного устранения негативных факторов, способствующих распространению среди обучающихся идеологии насилия[20], организовывать на регулярной основе проведение мониторингов (психологического климата в образовательных организациях[21], активности виртуальных деструктивных сообществ[22], динамики насильственных проявлений среди несовершеннолетних),
по результатам которых принимать меры, направленные на повышение качества организации и реализации воспитательных
и профилактических мероприятий в конкретной образовательной организации.

Исполнители: на федеральном уровне – Рособрнадзор
во взаимодействии с Минпросвещения России, Минобрнауки России,
федеральными органами исполнительной власти, имеющими
в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

 

  1. Меры адресной профилактики

2.1. В рамках оказания профилактического воздействия на лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их ознакомление со средствами наглядной агитации, печатными и аудиовизуальными материалами антитеррористического содержания, а также проведение
с привлечением представителей социально ориентированных некоммерческих и религиозных организаций информационно-просветительских мероприятий для:

- доведения информации об ответственности за совершение преступлений террористической направленности;

- продвижения тезиса о бесперспективности совершения террористических актов, к которым подстрекают международные террористические и радикальные организации, украинские спецслужбы, националистические и неонацистские структуры;  

- дискредитации с точки зрения общепринятых норм религии, морали, истории и законов логики террористической идеологии, типичного социального образа террориста, а также террористической деятельности лидеров и участников (сторонников) международных террористических и украинских радикальных организаций.

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы
ФСИН России во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия
в сфере государственной национальной политики.

Срок: ежегодно.

 

2.2. В целях недопущения радикализации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, проводить с привлечением работодателей, лидеров национальных диаспор (землячеств), представителей общественных
и религиозных организаций разъяснительную работу, включающую:

- информирование об ответственности за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание общественных объединений, цели или действия которых направлены
на насильственное изменение основ конституционного строя
Российской Федерации, и участие в их деятельности;

- ознакомление с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и нормами поведения в обществе,
в том числе в регионах, в которых коренное население не исповедует ислам;

- доведение информации о способах сообщения органам власти, уполномоченным рассматривать сообщения о преступлениях, сведений
об известных фактах подготовки либо совершения преступлений террористической направленности и лицах, к ним причастных.  

Задействовать площадки российских загранучреждений
для проведения профилактических мероприятий с иностранными гражданами на этапе оформления документов на право въезда
в Российскую Федерацию.

Исполнители: на федеральном уровне – ФАДН России, а в части задействования площадок загранучреждений – Россотрудничество,
во взаимодействии в части экспертного обеспечения с МВД России
и МИДом России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере государственной национальной политики, с участием территориальных органов МВД России.

Срок: ежегодно.

 

2.3. Для предупреждения вовлечения в террористическую деятельность иностранных граждан, прибывших
в Российскую Федерацию для обучения, организовывать
с участием представителей общественных и религиозных организаций, психологов, студенческих структур самоуправления проведение
на базе образовательных организаций высшего образования
и профессиональных образовательных организаций мероприятий
по разъяснению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В ходе их проведения информировать об ответственности
за участие и содействие террористическим организациям, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, а также о правилах поведения в российском обществе.  

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации профессионального образования;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.4. В целях формирования антитеррористического мировоззрения у детей трудовых мигрантов в рамках воспитательной работы
в общеобразовательных организациях обеспечивать их адаптацию
в школьных коллективах, а также профилактический охват
во внеурочное время для привития традиционных российских духовно-нравственных ценностей.  

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.5. В целях минимизации негативного влияния западных
и украинских пропагандистских центров на обучающихся, прибывающих из новых регионов Российской Федерации, в ходе воспитательной и просветительской работы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования реализовывать мероприятия по интеграции лиц указанной категории в учебные коллективы, привлечению их к деятельности волонтерских движений, студенческих структур, в том числе культурно-досуговой направленности.   

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования и молодежной политики.

Срок: ежегодно.

 

2.6. В рамках социализации и интеграции в российское общество
жителей новых субъектов Российской Федерации обеспечивать
на регулярной основе привлечение их к волонтерской и иной
социально полезной деятельности, способствующей привитию
им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Исполнители: на федеральном уровне – в части методического руководства: Минкультуры России, Минобрнауки России,
Минпросвещения России, с участием в части экспертного обеспечения Росмолодежи;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, с участием территориальных органов МВД России, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.7. Для формирования устойчивости к пропаганде терроризма
у членов семей[23] лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе детей, возвращенных из Сирийской Арабской Республики и Республики Ирак, оказывать им социальную, психологическую и правовую помощь. Осуществлять интеграцию в российское общество несовершеннолетних указанной категории при непосредственном участии психологов
и социальных педагогов, представителей общественных и религиозных организаций. Обеспечивать их привлечение к волонтерской, военно-патриотической и иной социально полезной работе, способствующей привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также общественно-политическим, воспитательным, просветительским, культурным, досуговым и спортивным мероприятиям, в ходе которых разъяснять преступную сущность террористических и иных радикальных организаций и ответственность
за участие в их деятельности.  

Исполнители: на федеральном уровне – в части методического руководства: Минтруд России, с участием Минкультуры России, Минпросвещения России, Минспорта России и Росмолодежи;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда
и социальной защиты, образования и молодежной политики,
во взаимодействии с территориальными органами МВД России,
с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.8. В целях формирования антитеррористического мировоззрения
у молодежи, состоящей на различных формах учета, на регулярной основе в рамках проводимой с ними профилактической работы
с задействованием представителей общественных, спортивных
и религиозных организаций, психологов разъяснять преступную сущность терроризма и прививать традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Организовывать привлечение лиц данной категории
к волонтерской, военно-патриотической и иной социально полезной активности, способствующей привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также обеспечивать охват общественно-политическими, воспитательными, просветительскими, культурными, досуговыми и спортивными мероприятиями.    

Исполнители: исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, с участием территориальных органов МВД России, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

 

  1. Меры индивидуальной профилактики

3.1. В целях создания условий для осознанного (деятельного) отказа от участия в террористической деятельности лиц, осужденных
за совершение преступлений террористической направленности, обеспечивать привлечение психологов, членов семей, представителей общественных и религиозных организаций к проведению с ними информационно-просветительских и воспитательных мероприятий
по разъяснению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, общественной опасности терроризма, бесперспективности террористических методов борьбы, правовой и моральной ответственности за участие в деятельности террористических организаций. Обеспечивать включение мероприятий по формированию антитеррористического мировоззрения в воспитательную работу
в рамках пенитенциарной пробации.

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы
ФСИН России во взаимодействии исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия
в сфере государственной национальной политики.

Срок: ежегодно.

 

3.2. Для недопущения повторного совершения преступлений террористической направленности лицами, отбывшими наказание
за участие в террористической деятельности, реализовывать меры социальной поддержки и информационно-разъяснительного характера, а также обеспечивать их ресоциализацию и реинтеграцию в общество на основе привлечения к профессиональной, общественной, волонтерской и иной социально полезной деятельности.

Исполнители: территориальные органы ФСИН России
во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда
и социальной защиты, образования, культуры, молодежной
и национальной политики, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

3.3. В рамках решения задачи по дерадикализации лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений террористической направленности, в том числе не связанное с лишением свободы, реализовывать с привлечением психологов, представителей религиозных и общественных организаций индивидуальные профилактические мероприятия, нацеленные на разъяснение
им преступной и античеловеческой сущности терроризма. Привлекать деятельно раскаявшихся и отказавшихся от участия в террористической деятельности лиц к проведению профилактической работы, включая создание антитеррористического контента.    

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России
во взаимодействии с МВД России и Минтрудом России;

на региональном уровне – территориальные органы
ФСИН России во взаимодействии с территориальными органами
МВД России и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации.

Срок: ежегодно.

 

3.4. В целях своевременного определения лиц, требующих профилактического внимания (прежде всего подверженных субкультурам массовых убийств[24]), и организации заблаговременной работы по устранению предпосылок к радикализации учащихся
и студентов и их последующему вовлечению в террористическую деятельность осуществлять на регулярной основе выявление признаков подверженности обучающихся деструктивным идеологиям,
а также склонности к насильственному (агрессивному)
и суицидальному поведению.  

Психолого-педагогическое сопровождение лиц указанной категории проводить по результатам индивидуальных бесед, социально-психологического тестирования, социометрических исследований и иных форм психологической диагностики, педагогического наблюдения за изменениями в поведении обучающихся (в том числе связанных с социально-бытовыми проблемами и трудностями социализации в учебном коллективе, освоении образовательных программ), ознакомления с их страницами
в социальных сетях и мессенджерах.  

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

3.5. В рамках профилактики правонарушений среди несовершеннолетних обеспечивать реализацию индивидуальных профилактических мероприятий в отношении подростков и детей, находившихся под влиянием украинских националистических
и неонацистских структур, а также проявляющих в социальных сетях
и мессенджерах активный интерес к террористическому
и деструктивному контенту радикальной, насильственной
и суицидальной направленности.

Исполнители: на федеральном уровне – Минздрав России,
Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере здравоохранения, образования, во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере здравоохранения и территориальными органами МВД России, с участием органов местного самоуправления
и религиозных организаций.

Срок: ежегодно.

 

3.6. В целях предупреждения распространения идеологии терроризма в местах религиозного культа доводить до лиц, получивших религиозное образование за рубежом и имеющих намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации, положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за участие и содействие террористической деятельности, несообщение о преступлении, а также разъяснять содержание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Исполнители: исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах государственной национальной политики во взаимодействии
с территориальными органами МВД России и Росфинмониторинга,
с участием органов местного самоуправления и религиозных организаций.

Срок: ежегодно.

 

 

  1. Меры информационно-пропагандистского
    (разъяснительного) характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма

4.1. Для повышения эффективности информационно-пропагандистской деятельности в части привития населению стойкого неприятия идеологии терроризма:   

4.1.1. Организовывать подготовку и своевременное распространение востребованного у населения антитеррористического контента, нацеленного на формирование негативного отношения
к терроризму, украинскому национализму и неонацизму,
а также неприятие идей массовых убийств, разъяснение социальной значимости профилактической деятельности органов власти
и популяризацию лиц, отличившихся в борьбе с терроризмом.
При организации данной работы учитывать информационные потребности и умонастроения целевых групп, а также актуальную информационную повестку исходя из материалов, размещаемых
в наиболее популярных федеральных и региональных средствах массовой информации, на ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», прежде всего в социальных сетях и мессенджерах.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росмолодежь;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати
и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России,
ФСИН России, Росгвардии, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.  

 

4.1.2. Содействовать функционированию Единой системы противодействия распространению недостоверной информации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[25], в рамках которой оперативно реагировать на попытки психологического воздействия на население со стороны международных террористических организаций, украинских специальных служб, националистических и неонацистских организаций, западных пропагандистских центров путем доведения сведений, опровергающих ложные новости и (или) дискредитирующих их источники,
а также раскрывающих позитивную роль органов власти
по противодействию терроризму и преступной деятельности киевского режима. Для максимального профилактического охвата населения использовать социальные сети, мессенджеры и иные средства электронной коммуникации.

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати
и массовых коммуникаций, во взаимодействии с центрами управления регионов и органами местного самоуправления.   

Срок: ежегодно.

 

4.1.3. Обеспечивать формирование и функционирование электронного каталога антитеррористических материалов[26] (текстовых, графических, аудио и видео) с предоставлением к нему свободного доступа, прежде всего для использования при проведении общепрофилактических, адресных, индивидуальных и информационно-пропагандистских мероприятий.

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России
во взаимодействии с МВД России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росгвардией, ФАДН России, Росмолодежью;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати
и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России,
ФСИН России, Росгвардии, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

4.2. В целях снижения рисков вовлечения молодежи
в террористическую деятельность организовывать в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования
с привлечением обучающихся создание и распространение студенческими медиа-центрами (культурными, радио-центрами, театральными студиями) антитеррористического контента, в том числе с использованием страниц образовательных организаций в социальных сетях и мессенджерах.

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.  

 

4.3. В целях задействования средств массовой информации, социально ориентированных некоммерческих организаций, продюсерских центров, творческих объединений и киностудий, администраторов популярных каналов в социальных сетях
и мессенджерах (блогеров) в реализации мероприятий
по противодействию идеологии терроризма в рамках государственной (грантовой) поддержки проектов обеспечивать создание
и распространение по наиболее популярным у населения, прежде
всего молодежи, информационным каналам материалов
(теле- и радиопередач, игровых и неигровых фильмов, театральных постановок, выставок, буклетов, книжных изданий), нацеленных
на формирование у населения антитеррористического мировоззрения.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минцифры России, Росмолодежь, во взаимодействии
в части экспертного обеспечения с Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России, а также представления сведений о героях – МВД России, Минобороны России, ФСБ России; 

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати
и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, во взаимодействии в части представления сведений
о героях с территориальными органы МВД России, ФСБ России, Росгвардии, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.     

 

4.4. Для создания дополнительных условий по формированию
у населения антитеррористического мировоззрения обеспечивать функционирование постоянно действующих выставочных экспозиций, посвященных землякам, которые проявили мужество и героизм
ибо активную гражданскую позицию в противостоянии
с международными террористическими организациями, открытие памятников героям и включение данных памятных мест
в экскурсионные программы.

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России,
федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, с участием в части экспертного обеспечения: Минэкономразвития России и ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере культуры, образования и молодежной политики, печати и массовых коммуникаций, во взаимодействии в части представления сведений
о героях с территориальными органами МВД России, ФСБ России,
Росгвардии, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

4.5. В целях привития населению новых субъектов
Российской Федерации традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также доведения норм законодательства, устанавливающих уголовную ответственность за участие и содействие террористическим организациям, прежде всего за несообщение
о преступлении террористической направленности, организовать[27] производство и распространение антитеррористических материалов (текстовых, графических, аудио и видео) через средства массовой информации, в том числе в формате социальной рекламы,
и популярные каналы в социальных сетях и мессенджерах (блогеров).  

Исполнители: на федеральном уровне – Минцифры России
во взаимодействии с Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, ФАДН России, Росмолодежью;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати
и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, во взаимодействии в части экспертного обеспечения
с территориальными органами МВД России, ФСБ России, Росгвардии, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно. 

 

4.6. Для повышения эффективности и востребованности информационно-разъяснительных мероприятий и распространяемых антитеррористических видеоматериалов обеспечить трансляцию
в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выступлений лиц, отказавшихся от участия в террористической деятельности,
прежде всего отбывших либо отбывающих наказание за совершение преступлений террористической направленности.

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы
ФСИН России во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия
в сферах печати и массовых коммуникаций, государственной национальной политики, культуры, образования и молодежной политики, с участием органов местного самоуправления.  

Срок: ежегодно.

 

4.7. В целях формирования в российском обществе, прежде всего среди молодежи, устойчивой гражданской позиции по отношению
к преступлениям, совершенным украинскими националистами, неонацистами и их пособниками, организовывать подготовку
и распространение тематических материалов, в которых на конкретных примерах раскрывается преступная сущность терроризма,
разъясняется несостоятельность доводов и фактов, оправдывающих террористическую деятельность.

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России
и Минцифры России с участием в части распространения материалов в рамках форумных кампаний Росмолодежи;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, печати и массовых коммуникаций.

Срок: ежегодно.

 

4.8. Для обеспечения защиты информационного
пространства от пропаганды террористических, украинских националистических и неонацистских идей реализовывать
меры по выявлению и ограничению доступа (удалению)
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» террористических материалов (видео, фото, аудио, текстовых),
в том числе посредством внедрения современных средств мониторинга и совершенствования форм и алгоритмов передачи уполномоченным органам сведений о страницах, содержащих противоправный контент.  

Исполнители: Роскомнадзор.

Срок: ежегодно.

  1. Меры кадрового и методического обеспечения
    профилактической работы

5.1. В целях повышения профессионального уровня уполномоченных должностных лиц, ответственных за решение задач
по противодействию идеологии терроризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечивать их обучение
в рамках дополнительного профессионального образования
по программам повышения квалификации, согласованным Минобрнауки России и РАНХиГС с аппаратом НАК, на базе государственных образовательных организаций высшего образования. Перечень рекомендованных к реализации программ повышения квалификации по направлению противодействия идеологии терроризма разместить на сайте Минобрнауки России.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России
и РАНХиГС;

на региональном уровне – координационные центры
при образовательных организациях Минобрнауки России[28]
и учебно-методические центры РАНХиГС. 

Срок: ежегодно.

 

5.2. Для обмена опытом и лучшими практиками организации
и проведения работы по противодействию идеологии терроризма среди различных категорий населения, а также эффективными методиками доведения до обучающихся и профессорско-преподавательского состава объективной информации о целях и задачах СВО, государственной политики по устранению внутренних и внешних террористических угроз обеспечивать проведение всероссийских
и региональных обучающих мероприятий (конференции, форумы, семинары, «круглые столы»)[29] с последующим освещением
их результатов на официальных сайтах, в социальных сетях и средствах массовой информации.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Рособрнадзор, Росмолодежь, ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

5.3. В целях формирования профессиональных знаний и умений
у педагогических работников, тренеров-преподавателей и психологов образовательных организаций по своевременному выявлению обучающихся, требующих дополнительного профилактического внимания, осуществлению эффективного психологического воздействия на них с учетом индивидуальных особенностей конкретного студента и учащегося (воспитанника спортивной школы) организовать включение соответствующих компетенций
в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.

Исполнители: Минобрнауки России во взаимодействии
с Минпросвещения России и Рособрнадзором.  

Срок: 2025 год.

 

5.4. В целях повышения уровня подготовки кадров, задействованных в профилактической работе:

5.4.1. Организовывать дополнительное профессиональное обучение работников системы высшего, общего и среднего профессионального образования, направленное на развитие
их компетенций в деятельности по обеспечению профилактической работы, психологической и информационной безопасности участников образовательных отношений, формированию у обучающихся гражданской идентичности, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, практических навыков мышления
и поведения, нацеленных на поиск компромиссных решений
в конфликтных ситуациях.

Исполнители: на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

5.4.2. Организовывать реализацию программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций
и их заместителей по воспитательной работе, направленных
на формирование компетенций по выявлению и профилактическому сопровождению студентов и учащихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической идеологии, привитию
им традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
а также созданию в образовательных организациях психологических
и иных условий, препятствующих распространению деструктивных идей в учебных коллективах.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

5.4.3. Обеспечивать проведение с руководством и специалистами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере средств массовых
коммуникаций и печати, органов местного самоуправления,
а также представителями средств массовой информации
практических семинаров и совещаний, нацеленных на формирование навыков освещения преступлений террористической
направленности, информирования об угрозах их совершения
и о мерах, принимаемых в целях предупреждения и пресечения
таких преступлений.

Исполнитель: Минцифры России во взаимодействии
с Роскомнадзором;

Срок: ежегодно.

 

5.5. В целях информационного и методического
сопровождения деятельности по устранению причин
радикализации обучающихся организовать работу по созданию
и использованию в профилактике цифровых платформ, предусматривающих индивидуальное сопровождение учащихся
и студентов, требующих дополнительного профилактического внимания, а также нуждающихся в социально-психологической поддержке, подверженных влиянию террористической и иной деструктивной идеологии. 

Исполнители: Минпросвещения России во взаимодействии
с Минобрнауки России, Минздравом России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации; 

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.  

 

5.6. В целях обеспечения эффективности работы
по противодействию идеологии терроризма в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования,
осуществлять мониторинг качества воспитательной работы
и реализации организационно-управленческих мер профилактики деструктивных проявлений в учебных коллективах.
По результатам ежегодного обобщения и анализа
результатов указанного мониторинга и принимаемых мер
по повышению качества данной деятельности направлять (август)
в подведомственные образовательные организации обзоры, включающие соответствующие рекомендации.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.  

Срок: ежегодно.

 

5.7. Для устранения причин и факторов, способствующих вовлечению в террористическую деятельность представителей молодежи, состоящей на различных формах учета, оказывать государственную поддержку общественным организациям, деятельность которых направлена на привлечение лиц данной категории к реализации социально значимых, культурно-просветительских, гуманитарных, спортивных проектов, способствующих формированию антитеррористического мировоззрения.  

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь
во взаимодействии в части экспертного обеспечения с МВД России, Минобороны России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минспортом России, Росгвардией,
ФАДН России;    

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере культуры, образования, государственной национальной и молодежной политики, печати и массовых коммуникаций, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.

Срок: ежегодно.    

 

5.8. В целях методического сопровождения профилактической деятельности федеральных органов исполнительной власти
и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, направленного на повышение эффективности мероприятий
по противодействию идеологии терроризма, обеспечивать:  

5.8.1. Распространение положительно зарекомендовавших
себя практик профилактической работы с использованием портала «Интерактивная карта профилактической деятельности
в образовательных организациях и научных учреждениях
Российской Федерации» в качестве единой площадки для накопления
и обмена опытом осуществления мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России
во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики, печати
и массовых коммуникаций.

Срок: ежегодно. 

 

5.8.2. Направление Координационными центрами
в исполнительные органы субъектов Российской Федерации рекомендаций по совершенствованию профилактической деятельности. При их разработке учитывать особенности обстановки в регионах
и результаты изучения практики реализации с населением в целом
и отдельными категориями лиц мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России;

на региональном уровне – координационные центры
при образовательных организациях Минобрнауки России.

Срок: ежегодно.

 

5.9. Для совершенствования деятельности по противодействию идеологии терроризма организовывать проведение научных исследований по согласованному с аппаратом Национального антитеррористического комитета перечню тем по направлению противодействия идеологии терроризма и внедрение их результатов
в практическую деятельность.  

Исполнитель: Минобрнауки России во взаимодействии
с Минюстом России, Минпросвещения России, Минкультуры России,
ФСИН России, в части экспертного и (или) информационного обеспечения – с Минцифры России, ФАДН России, Роскомнадзором
и Росмолодежью.

Срок: 2024 год – разработка перечня, ежегодно – проведение исследований.

 

5.10. В целях информационно-методического обеспечения проведения общепрофилактических, адресных и индивидуальных мероприятий организовать направление в аппарат НАК для размещения на информационных ресурсах Национального антитеррористического комитета в сети «Интернет»[30] текстовой, графической, аудио и видео продукции, содержание которой позволяет формировать у населения
и отдельных социальных групп стойкое неприятие идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минцифры России, Минкультуры России, Росмолодежь;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие организационное
и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в Российской Федерации.

Срок: ежегодно.  

 

5.11. Для обеспечения ежегодного планирования комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма
и своевременного внесения коррективов в профилактическую работу осуществлять анализ и оценку эффективности реализации общепрофилактических, адресных, индивидуальных и информационно-пропагандистских мероприятий с учетом результатов проводимых социологических исследований, мониторингов общественно-политических процессов и информационных интересов населения, прежде всего молодежи.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минкультуры России, Минцифры России, ФСО России, ФАДН России, Росмолодежь;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати
и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (территориальными органами), органами местного самоуправления, с привлечением центров управления регионов.

Срок: ежегодно.

 

 

  1. Организационные меры

6.1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления
по исполнению настоящего Комплексного плана осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом непосредственно
и через антитеррористические комиссии в субъектах
Российской Федерации. 

 

6.2. Персональная ответственность за эффективность и качество профилактической работы возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов
Российской Федерации. Для обеспечения действенного контроля
за реализацией настоящего Комплексного плана руководители федеральных органов исполнительной власти и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации определяют заместителя
и назначают структурное подразделение (исполнительный орган
либо подразделение органа, обеспечивающего деятельность высшего должностного лица), ответственных за организацию профилактической работы.  

 

6.3. Организация и координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления
по исполнению настоящего Комплексного плана осуществляется
в соответствии с порядком, одобренным Национальным антитеррористическим комитетом.

 

6.4. Обеспечение расходных обязательств, связанных
с реализацией настоящего Комплексного плана, осуществляется
в рамках средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
а также за счет государственных (муниципальных) программ (подпрограмм), предусматривающих мероприятия по противодействию идеологии терроризма, либо специализированных программ (подпрограмм), и привлечения средств из внебюджетных источников.  

[1] Определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».  

[2] Идей радикального псевдоислама, украинского национализма и неонацизма, а также субкультуры массовых убийств («Колумбайн», «Маньяки Культ Убийц»), распространяемых организациями, сообществами, движениями, признанными террористическими. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, размещен на сайте ФСБ России. 

[3] Общая профилактика – деятельность по реализации мероприятий с населением (для сферы образования – с обучающимися), направленных на формирование антитеррористического мировоззрения.

[4] В отношении граждан Российской Федерации реализуются мероприятия по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а иностранных граждан и лиц без гражданства – по разъяснению этих ценностей в рамках доведения норм законодательства и правил поведения в российском обществе.

[5] Адресная профилактика – деятельность по реализации мероприятий с отдельными социальными группами лиц, уязвимых к воздействию идеологии терроризма, либо отдельными их представителями (например,
с лицами получившими религиозное образование за рубежом и имеющими намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации). 

[6] Индивидуальная профилактика – деятельность по реализации мероприятий с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма либо подпавшими под ее влияние, целью которой является формирование
у них мотивов к отказу от участия в террористической деятельности.

[7] Под террористическим контентом понимаются материалы, содержащие публичные призывы
к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению
на территории Российской Федерации.  

[8] Реализация мер разъяснительного, информационного, социального-экономического и правового характера, позволяющих устранять причины и условия для радикализации отдельных групп населения
и конкретных лиц.

[9] Установленный силовым путем в 2014 году на территории Украины политический режим, поощряющий на высшем государственном уровне военные преступления, террористические акты и иные насильственные действия в отношение мирного населения, в том числе совершаемые националистическими и неонацистскими формированиями, отказавшийся от исполнения международных правовых актов, одобренных резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (Резолюция от 17 февраля 2015 г. № S/RES/2202). 

[10] В рамках исполнения данного пункта дополнительно могут быть проведены аналогичные мероприятия, приуроченные и к иным памятным датам и профессиональным (военным) праздникам.  

[11] Акция «Парта героя» – это Всероссийский патриотический проект партии «Единая Россия», поддержанный школьным сообществом. Парта героя – ученическая парта с размещенной на ней информацией
о заслуженном человеке (герое), право сидеть за которой получают ученики имеющие успехи в учебе, принимающие активное участие в жизни школы, района.   

[12] Органы федеральной и региональной власти, указанные в графе «исполнитель», являются головным исполнителем по отношению к тем субъектам профилактики, которые перечислены после слов
«во взаимодействии» либо «с участием». При этом соисполнители обязаны предоставлять информацию головному исполнителю (исполнителям) только по запросу. В случае отсутствия головного исполнителя последовательность перечисления министерств, служб, агентств приводится в соответствии с правовым актом, определяющим структуру федеральных органов исполнительной власти.  

[13] Руководство федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении образовательные организации, обеспечивает общее руководство исполнением мероприятий Комплексного плана, а также организует текущий и итоговый контроль эффективности и качества их реализации указанными организациями. При этом Минобрнауки России в рамках выполнения настоящего документа осуществляет полномочия учредителя
в отношении: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Санкт-Петербургского государственного университета; Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации. Не являются исполнителями Комплексного плана образовательные организации, деятельность которых в соответствии с уставом ограничена реализацией программ профессионального обучения без изменения уровня образования и осуществления воспитательной работы со слушателями.

[14] В настоящем документе под лидерами общественного мнения понимаются лица, оказывающие влияние на мнение населения, прежде всего молодежи, интерпретируя (комментируя) содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях.

[15] Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог» («Диалог Регионы»), Автономная некоммерческая организация «Институт развития интернета», Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества, Автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей», Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» и др. В рамках грантовой поддержки субъектов
Российской Федерации могут задействоваться возможности региональных социально ориентированных некоммерческих организаций.

[16] Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Российское общество «Знание», федеральный проект «Без срока давности» (Общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества) и др.

[17] По согласованию с МВД России, Минобороны России, Росгвардией и территориальными органами
МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.

[18] Лица, содействовавшие в составе добровольческих формирований выполнению задач специальной военной операции, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, имеющие статус ветерана боевых действий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2023 г. № 342.

[19] Для обеспечения качества реализации данной меры Минпросвещения России целесообразно осуществлять работу в рамках межведомственной экспертно-консультационной группы, сформированной
из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

[20] К ним могут быть отнесены упущения в организации профилактики, неблагоприятный психологический климат, формальная реализация воспитательных программ. Перечень факторов определяется органами управления образованием исходя из научных исследований и анализа причин и условий участия обучающихся
в террористической деятельности.  

[21] Организуется и проводится в рамках рекомендаций Рособрнадзора по совершенствованию реализации
в образовательных организациях программ воспитания.  

[22] Осуществляется автономной некоммерческой организацией «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» и региональными центрами информационной безопасности (создаются по решению антитеррористических комиссий в субъектах Российской федерации либо высших должностных лиц субъектов Российской Федерации).

[23] В настоящем документе под членами семей понимаются разделяющие идеологию терроризма супруг, супруга (в т.ч. вдовец, вдова), родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры.

[24] Идеям движений и сообществ, пропагандирующих совершение резонансных насильственных преступлений в местах массового пребывания людей, в том числе в образовательных организациях, на объектах торговли и транспортной инфраструктуры, в частности, «Колумбайн» и «Маньяки Культ Убийц» (включены
в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных
в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (доступ с сайта ФСБ России).  

[25] Предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1844
«Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы»
на создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов
и Правил создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов».   

[26] Под электронным каталогом понимается отдельный раздел «Противодействие терроризму в России», созданный на базе Федеральной государственной информационной системы «Национальная
электронная библиотека».

[27] Прежде всего, в рамках государственной поддержки социально значимых проектов, государственных заданий подведомственным организациям и субсидирования социально-ориентированных некоммерческих организаций.

[28] Координационные центры по формированию у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма функционируют при государственных университетах в соответствии с решением Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма (сформированного приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2019 г. № 247).
Далее – Координационные центры при образовательных организациях Минобрнауки России.

[29] Информацию о планируемых в предстоящем году мероприятиях ежегодно размещать (декабрь)
на Интернет-портале Национального антитеррористического комитета с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

[30] Интернет-портал Национального антитеррористического комитета и иные ресурсы в социальных сетях
и мессенджерах.

Прикрепленные файлы

комплексный_план_контрольный_экземпляр_26_12_2023_уд_итог_чб
Скачать
(docx,   101.84 Kb)