Чувашское слово
Михаил Сеспель
Настанет время. И чувашский язык будет разрубать железо. Станет острым, станет раскаленною сталью. Будет время - люди услышат и чувашскую песню. Ясное небо, простор белого света, красное солнце любовно воспоет он, чуваш. В чувашской песне зазвенит трель жаворонка в поднебесье. В чувашской песне зашумят морские волны, зашелестит листвою лес, зазеленеют бескрайние луга. Донесется до слуха стон древнего горя, счастье откроется взору. Гуслями зазвенит природа вдоль берегов Волги - это будет звон чувашской песни, чувашского слова, чувашского языка. Чувашский язык станет жаром горящих углей, раскаленною сталью станет.
Издревле жил чуваш в угнетении. Каких страданий, каких мук он не вынес, защищая свой язык. Склонив голову, нахлобучив шапку, среди других народов он сидит безмолвно. Боясь глумлений, он говорил шепотом. Прижимали, давили и разогнали нас по земле.
Заметались мы туда и сюда, скрылись в лесах дремучих.
Бедный Чуваш! Бедный Чуваш!
Разбрелись, разделились твои люди. Богатеи чужих народов старались уничтожить твой язык.
Все же чуваш под всеми невзгодами, под горем огромным не уронил своего достоинства и донес свою честь, свое доброе имя до наших дней. В лишеньях и в муках, под чужими народами чувашский язык не пропал. Века проходили за веками. Чуваш разговаривал тихо. Чувашский язык травили со всех сторон. А он все такой же - живой, невредимый. Вопреки всем глумленьям - он жив и поныне. Жив он! Пусть здравствует и в грядущем! Это значит - чуваш своим словом заставит гром грохотать и вызовет молний огонь. Это нам дает уверенность.
Верим!
Настанет время!
В ком нет веры, кто, гнушаясь чувашской кровью, посрамил честь народа, - таких по-чувашски пинком под зад отшвырнем мы прочь.
Кто верит - тот счастлив.
Не забудем, как издевались над нашими предками. Язык, уцелевший под гоненьем и травлей, не пропадет в мире бесследно. Доселе не слышно было чувашского слова, - ныне услышат чувашскую песню; чувашский стих, чувашская речь взыграют как волны Волги, зашумят как лес, зазвенят как струны гуслей. Чувашский язык разрубит железо, станет острой сталью.
Будет время! Настанет время!
А когда придет пора, вспомнят того, кто писал все это, и скажут: "Он правду говорил".