Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Здоровая пища - здоровый ребенок

В текущем году на совете при главе администрации Цивильского района, на заседании СПК был рассмотрен вопрос о состоянии организации горячего питания в детских и подростковых учреждениях района. В районе нет утвержденной Программы "Улучшение организации питания детей в Цивильском районе". В проекте разработанной Программы были предусмотрены конкретные мероприятия, направленные на создание условий для организации горячего питания в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах, на улучшение питания детей и состояния их здоровья, укрепление материально-технической базы. Несмотря на незначительное улучшение финансирования, питание детей в школьных и дошкольных учреждениях продолжает иметь ряд недостатков. При оценке рационов питания выявлена несбалансированность основных питательных веществ: белков, жиров и углеводов, невыполнение норм потребления витаминов и микроэлементов. Дети недополучают такие важные продукты, как мясо, кисломолочные продукты, сливочное масло, рыбу, яйца, сыр. Особенно это отмечается в сельских школах. Обеспеченность кисломолочными продуктами, яйцом снижена в сельских школах до 50%. Выше норм дети получают продукты, богатые углеводами, - крупу, муку. Проводится замена натуральных продуктов, в питании применяют консервы, колбасные изделия. В связи с отсутствием организованной поставки продуктов в школы, ДДУ практикуется самостоятельная закупка продуктов на рынках города, иногда приобретается дешевая физиологически малоценная продукция без документации, подтверждающей ее безопасность. Овощи в основном выращиваются на земельных участках, закрепленных за общеобразовательными школами. Из-за отсутствия денежных средств, несвоевременной выплаты компенсаций ДДУ не могут приобрести необходимые продукты в полном объеме, в результате отмечено занижение натуральных норм продуктов, таких как мясо на 50-60 гр., масла сливочного на 5 гр., молока на 250 гр., сахара на 5 гр. (из расчета на одного ребенка в день). Не выделяются субсидии для организации щадящего питания детей, страдающих хроническими заболеваниями органов пищеварения и др. А нуждающихся в таком питании по району 237 школьников. Хочется обратить внимание родителей, педагогов, руководителей школ на то, что физиологическое значение аскорбиновой кислоты (витамина "С") чрезвычайно высоко, т. к. она участвует в обмене гормонов щитовидной железы, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям и стрессам, способствует усвоению в организме белков, железа и др. витаминов. Витамин С не синтезируется в организме человека и должен поступать в детский организм с пищей ежедневно. Результаты лабораторных исследований содержания витамина С в готовых блюдах показали, что неблагополучная ситуация с С-витаминизацией наблюдается в общеобразовательных школах. В районе 5 общеобразовательных школ, которые в течение учебного года проводили дополнительную витаминизацию блюд. Лучшие показатели по С-витаминизации готовых блюд в ДДУ. Не в полном объеме решаются вопросы обеспечения детских и подростковых учреждений йодированной солью, продуктами, обогащенными железом и другими важными микронутриентами. Анализ данных профилактических углубленных медицинских осмотров детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях показал, что в текущем году удельный вес здоровых детей (1 группы здоровья) в ДДУ составил 18,1% (17,4% в 2000 году), в общеобразовательных школах - 10,2 (7,0 % в 2000 году). Ежегодно увеличивается количество школьников, отнесенных ко второй и третьей группам здоровья (часто и длительно болеющие). По ДДУ По школам 2 группа - 71,7% - 76,0% 3 группа - 10,0% - 13,6% Анализ состояния здоровья учащихся показывает, что в структуре заболеваемости на 1 месте кардиопатии - 54,8%, на 2 месте нарушение осанки - 31,1%, на 3 месте гиперплозия щитовидной железы - 27,8%, на 4 месте кариес - 21,5%, на 5 месте отстающие в физическом развитии - 7,3%. Учащихся с заболеваниями почек - 2,7%, желудочно-кишечного тракта - 2,5%, эндокринной системы - 0,7%. Среди детей в ДДУ на 1 месте кардиопатии - 30,1%, на 2 месте кариес - 7,7%, на 3 месте с дефектом речи - 7,2%, на 4 месте с нарушением осанки - 7,1%, на 5 месте отстающие в физическом развитии - 5,0%. Решающим фактором, повышающим неспецифическую сопротивляемость организма детей и подростков к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды является полноценное горячее питание. Школьный возраст от 7 до 17 лет ограничивает период жизни, в течение которого ребенок получает общее среднее образование. За этот период происходит большой скачок в его развитии, происходят изменения в обмене веществ, бурно развиваются интеллект и мышление ребенка. Становится очевидным, что нормальная жизнедеятельность организма в этот период может быть обеспечена только при достаточном поступлении пищевых веществ извне. Пища должна содержать в достаточных количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества. При организации питания детей необходимо соблюдать принципы рационального питания. Умственное напряжение и большая физическая подвижность учащихся за время пребывания в школе (4-6 часов) сопровождаются тратой значительного количества энергии, которая составляет около 600 ккал. Для покрытия энергозатрат завтрак детей младшего школьного возраста должен содержать не менее 500 ккал, старшего школьного возраста 700 ккал. Дети, пребывающие в группах продленного дня, находятся в школе 8-10 часов, кроме завтрака, они должны быть обеспечены и обедом. Необходимость завтраков и обедов подтверждается наблюдениями и врачей и педагогов, показавших, что дети, получавшие завтрак в школе, меньше утомляются и остаются во второй половине учебных занятий бодрыми и работоспособными. Школьное питание, кроме оздоровительного, имеет и воспитательное значение в отношении соблюдения режима питания. Основным принципом правильного питания служит максимальное разнообразие пищевых рационов. При включении в повседневный рацион всех основных групп продуктов детский организм можно обеспечить всеми необходимыми пищевыми веществами, и наборот, исключение из рациона тех или иных групп продуктов неизбежно приведет к нарушениям в состоянии здоровья детей. Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр способствуют повышению устойчивости детей к действию инфекции и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому их следует постоянно включать в рацион дошкольников. Не следует сильно обжаривать пищу, необходимо хорошо отваривать и тушить. При обжаривании продукты окисления жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника и могут вызвать изжогу, боли в животе и др. Наряду с молоком целесообразно давать детям 150-200 мл кефира, йогурта, ряженки или других кисло-молочных продуктов. В питании широко нужно применять овощи, фрукты и предпочтительно плодоовощные соки с мякотью. Дошкольник ДДУ в день должен получать 150-200 гр. картофеля, 200-300 гр. овощей (в виде салатов), овощных супов, запеканок и т. д. Рационы должны включать ежедневно жиры в виде сливочного масла (30-40 гр.), сметаны (5-10 гр.), растительные масла (подсолнечное, кукурузное 8-10 гр.). При отсутствии каких-либо продуктов следует правильно их заменять. Мясо, содержащее животные белки, нужно заменять рыбой или творогом, а не крупой и мучными изделиями, как это делается в общеобразовательных учреждениях. Натуральное молоко заменяется порошковым или сгущенным, но не киселем и компотом. Существует ассортимент продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, разработанный институтом питания РАММ, утвержденный МЗ РФ и департаментом ГСЭН РФ от 1999 г., а также МУ 2.4.5-001-99 "Порядок организации рационального питания учащихся общеобразовательных школ Чувашской Республики". Кроме того, важными принципами в организации питания детей являются технологическая и кулинарная обработки продуктов и блюд, учет индивидуальных особенностей детей, в т. ч. непереносимость отдельных продуктов и блюд; обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания. Организация питания в детских и подростковых учреждениях, в которых воспитываются и обучаются дети, представляет проблему большой социальной значимости, особенно в условиях современной сложной социально-экономической обстановки. Дети в большинстве находятся в детских и подростковых учреждениях (12 часов или даже круглосуточно), и их питание в основном, кроме выходных и праздничных дней, обеспечивается именно этими учреждениями. Поэтому оттого, насколько правильно организовано питание в ДДУ, школах, во многом зависит здоровье и развитие детей.


16 августа 2002
00:00
Поделиться