Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Министерству юстиции России - 200 лет

Сказ о том, как поссорились, или еще раз о приставах… Как развивалась и чем закончилась известная история о том, как поссорились два соседа, не секрет. Это классика. В реальной жизни зачастую бывает все с точностью до наоборот. Как это ни прискорбно, споры (и не только бытовые) заканчиваются залом судебных заседаний. «Заканчиваются?! – воскликнут люди бывалые. – Как бы не так! Самое «интересное» еще предстоит». И будут абсолютно правы. Работа у них такая А дело в том, что суд только выносит соответствующее решение или определение. Что дальше? Разумеется, его нужно исполнить. И здесь, не побоюсь этого слова, на арене появляется рядовой судебный пристав-исполнитель. Именно от его воли, старания, умения и будет зависеть решение вашего спора. Впрочем, удача и смекалка ему тоже не помешают. Вот, например, как можно исполнить такое: заставить собаку не лаять?! Бедное животное так порой увлекалось, что вконец одолело соседей, они не выдержали и в суд. А как приставу исполнить это решение?.. Или другой случай: необходимо было доставить больного туберкулезом на принудительное лечение. Опасно? Еще бы! А что делать – доставили. Но это крайности. В основном же работа судебного пристава-исполнителя – это ежедневный, ежечасный труд. И, пожалуй, самое нелегкое в нем то, что постоянно приходится общаться с людьми. С кем-то легче, кто-то труднее поддается на уговоры, третий и вовсе… «Не понимают, - вздыхают приставы, - что мы всего лишь исполнители и приходим не по своей инициативе». Работа у них такая: есть решение суда, значит во что бы то ни стало оно должно быть исполнено, любыми мыслимыми и немыслимыми способами, но не запрещенными законом. Не можешь – научим, не хочешь - заставим «Во что бы то ни стало?» – спросите. В принципе, так и получается, потому что служба судебных приставов – орган принудительного (!) исполнения судебных актов и актов других органов. Всего таких «других» органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, по новому Кодексу об административных правонарушениях насчитывается свыше шестидесяти (раньше было 36). Плюс к этому есть должностные лица, которые также вправе рассматривать вопросы подобного рода. Иными словами, без дела судебные приставы-исполнители не сидят. Только в прошлом году на исполнении в Службе судебных приставов Управления Минюста России по ЧР находилось 103 738 производств. При несложных математических подсчетах получается в среднем по 60 исполнительных производств на одного судебного пристава-исполнителя. И это при положенной норме 5-6 производств! Несмотря на чрезмерную загруженность приставов «разгрузить» их никак не удается – нет штатов. И как бы то ни было прискорбно, принуждая, работать приходится практически в 90 процентах случаев. Ничего не поделаешь – мало кому хочется добровольно отдавать нажитое. Закон для пристава есть закон, и раз уж во исполнение его приходится принуждать к чему-то… Сегодня, когда Служба в Чувашии функционирует уже пятый год, многие знают, что это не столь уж безобидная организация. Не подчинишься – и дверь вскрыть может, и имущество арестовать. Виноват – изволь платить по счетам! Однако, что бы там ни говорили злые языки, судебные приставы достаточно гуманны, и на подобный шаг, как взлом двери, решаются крайне редко – только в исключительных ситуациях. В июле нынешнего года вступил в законную силу новый УПК. Много в нем нововведений. Одно из них: Службе судебных приставов дано право вести дознание и возбуждать уголовные дела. То бишь отныне приставы перестали быть беспомощными в отношении злостных уклонистов, что напрочь отказываются исполнить судебное решение. Отныне это грозное оружие на страже закона, щит и меч! Но следует уточнить, что функциями органа дознания наделяются только главный и старшие судебные приставы районных подразделений. Работаем на «отлично» До сего момента мы говорили о том, чем занимается служба судебных приставов. Теперь резонный вопрос – как занимается, насколько успешно она справляется с возложенными на нее функциями. Если кто-то уже приготовился краснеть за наших приставов – зря! Конечно, не все так прекрасно и безоблачно в Службе, случаются и незначительные минусы, есть трудности, но все они преодолимы. И похвалиться есть чем: по итогам прошлого года по всем направлениям деятельности результаты выше средних по Приволжскому федеральному округу. Так, по принудительному взысканию недоимки по постановлениям налоговых и иных органов наша Служба замыкает тройку лидеров округа, пропустив вперед лишь Нижегородские и Мордовское управления. Особая гордость – взыскание таможенных платежей. Здесь мы в пятерке лучших аж по всей России. Можно отметить и положительную тенденцию по снижению остатка неоконченных исполнительных производств. Одним словом, стараются судебные приставы работать на «отлично», по возможности реально исполняя судебные решения и стараясь примирить поссорившихся современных Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей… Мария Татарушкина, специалист Службы судебных приставов Управления МЮ РФ по ЧР. Гарантированная юридическая помощь Одним из атрибутов правового государства является гарантированная юридическая помощь гражданам. Эта помощь обеспечивается системой соответствующих организаций, среди которых важное место занимает адвокатура. В свою очередь Минюст России и его территориальные органы – в нашей республике это Управление Министерства юстиции РФ по ЧР, активно сотрудничают с адвокатскими образованиями. 1 июля нынешнего года вступил в силу Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Этот закон давно ждали, поскольку соответствующий закон, датированный 1980 годом, устарел. В настоящее время идет процесс реформирования адвокатуры, и как любой переходный период, сопряжен с некоторыми сложностями. На Управление Минюста РФ по ЧР возложена почетная и ответственная обязанность по контролю за реорганизацией адвокатских объединений. Если сейчас на территории нашей республики существуют Коллегия адвокатов ЧР, юридические консультации, относящиеся к республиканской коллегии, а также юридические консультации, относящиеся к коллегиям адвокатов других регионов страны, то после 1 июля следующего года, эти адвокатские образования должны полностью прекратить свое существование, а их место займут адвокатские кабинеты, бюро, коллегии адвокатов и юридические консультации. Все практикующие в Чувашии адвокаты должны будут войти в Адвокатскую палату ЧР в срок до 1 декабря 2002 года. Управление Минюста РФ по ЧР принимает непосредственное участие в создании Палаты: организует совместно с адвокатами проведение учредительной конференции адвокатов Чувашской Республики. Однако прежде чем созвать конференцию адвокатов ЧР, необходимо действующих сегодня адвокатов включить в региональный реестр адвокатов, ведение которого возложено на Управление Минюста России по ЧР. На включение в реестр претендуют около 350 человек. Управление осуществляет проверку достоверности предоставленных сведений об адвокатах. По результатам этих проверок в реестр будут включены не все желающие, а только те, чьи кандидатуры соответствуют требованиям закона. В новом законе требования к претендентам на статус адвоката сформулированы весьма определенно. Они должны иметь высшее юридическое образование, причем быть выпускниками ВУЗа, имеющего государственную аккредитацию, т.е. с правом выдачи своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования. В нашей республике несколько высших учебных заведений такой аккредитации не имеют. Помимо юридического образования претендент должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Или же, человек, желающий стать адвокатом, должен пройти стажировку. В законе образца 80-х было сказано, что адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения. В новом законе это "безукоризненное поведение" обозначено как отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Насколько соответствуют кандидаты на должность адвоката всем этим требованиям, и проверяет Управление Министерства юстиции РФ по ЧР. Управление должно закончить работу над реестром и опубликовать его до 1 октября этого года. Впоследствии статус адвоката будет присваиваться решением квалификационной комиссии после сдачи претендентом квалификационного экзамена. Управление Минюста России по ЧР не только ведет реестр адвокатов, но и выдает документ, подтверждающий статус адвоката. Таким документом является удостоверение единого образца. Поскольку во всех видах судопроизводства с 01 июля текущего года могут выступать представителями граждан только адвокаты, то Управление Минюста России по ЧР рекомендует гражданам, прежде чем передать адвокату деньги за оказание юридической помощи, убедиться, что лицо, желающее вам помочь, действительно является адвокатом. Для этого просто попросите удостоверение адвоката. И не в коем случае не передавайте суммы гонарара адвокату через третьи лица без составления письменного соглашения. Имелись случаи обращения в Управление Минюста России по ЧР с жалобами на то, что адвокат получил крупную сумму денег, но ее не отработал. Заявители требуют возврата этих денег. Но невозможно установить правомерность требований клиентов адвокатов, когда со слов клиента размер уплаченного гонарара один, а адвокат заявляет о другой сумме и подтверждает ее квитанцией к ордеру. Новый закон об адвокатской деятельности не сохранил за Минюстом России и его территориальными органами каких-либо контрольных функций в отношении Адвокатской палаты ЧР. Однако Управление сможет влиять на «качественный» состав Адвокатской палаты ЧР путем участия в работе квалификационной комиссии, которая помимо приема квалификационных экзаменов будет рассматривать жалобы на действия (бездействия) адвокатов, а также путем направления в Адвокатскую палату ЧР и в суд представления (заявления) о прекращении статуса адвоката при наличии к тому оснований. Реализация ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Россий ской Федерации» обеспечит граждан квалифицированной юридической помощью. Деятельность же Минюста России и его территориальных органов в этой сфере является этому гарантией. Конструктивно и бесконфликтно В последнее десятилетие, когда Россия пошла по пути строительства рыночной экономики, право на собственность приобрело особый статус. Охранять собственность, предупреждать соответствующие правонарушения, обеспечивать защиту законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, призваны нотариусы. Если документ заверен нотариусом, к нему относятся со стопроцентным доверием. Минюст России и его территориальные органы оказывают определенное организующее воздействие на деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и выполняет ряд других функций. В нашей республике с 1999 работают исключительно частные нотариусы. Подобная картина в Приволжском федеральном округе наблюдается только в Чувашской республике и Марий Эл. В Чувашии существует 48 должностей нотариусов: один нотариус примерно на 30 тысяч населения. И все они входят в Нотариальную палату ЧР. Это профессиональная общественная некоммерческая организация, членство в ней является обязательным для всех нотариусов, занимающихся частной практикой. В Чувашской республике имеет место уникальный опыт тесного и многогранного сотрудничества Нотариальной палаты и Управления Министерства юстиции РФ по ЧР. Вместе они проводят проверки деятельности нотариусов. Управление и Палата вместе с претендентом проходят весь путь становления нотариуса, начиная с экзамена на стажера и заканчивая наделением полномочий и назначением на должность. К совместному ведению относится также определение порядка прохождения стажировки лиц, решивших заняться нотариальной деятельностью, утверждение положений о квалификационной и апелляционной комиссиях, участие в этих комиссиях. В нашей республике Нотариальной палате и Управлению Министерства юстиции удавалось решать вопросы совместной компетенции конструктивно и бесконфликтно. В результате такого сотрудничества в Чувашии удалось обеспечить высокий уровень нотариального обслуживания. Укрепление демократических основ государства В Российской Федерации гарантируются права граждан на объединение, свободу совести и вероисповедания. Содействие реализации одного из основных конституционных прав человека и гражданина - права на объединение, свободу совести и вероисповедания, а также соблюдение федерального законодательства и нормативных правовых актов при осуществлении деятельности общественными и религиозными объединениями является одним из важнейших направлений в работе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. На территории Чувашской Республики по состоянию на 01.06.2002 зарегистрированы в качестве юридического лица 1332 общественных объединений и 234 религиозных организаций. Причем граждане объединяются по различным интересам: труд, спорт, здоровье, экология, право, наука и т.д. Появилось новое поколение граждан, которое свободно реализуют свое право на объединение по довольно необычным, «откровенным» для провинции «вкусам». Сотрудники Управления Минюста России по ЧР были несколько шокированы посещением граждан, заявивших свое право на регистрацию в качестве юридического лица «Чувашской республиканской общественной организации сексуальных меньшинств «Рэйнбоу». Были зарегистрированы объединения граждан, считающих себя обездоленными и неимущими, любителями пива. Большинство зарегистрированных общественных объединений составляют профсоюзные организации. Много объединений, содействующих развитию физкультуры и спорта в Чувашской Республике, способствующих защите прав и интересов инвалидов. Множество детских и молодежных организаций. Признание в Российской Федерации политического многообразия, многопартийности отражается в участии граждан в политической жизни общества через различные политические партии. В соответствии с новым федеральным законом «О политических партиях» Управление МЮ РФ по ЧР принимает решение о государственной регистрации региональных отделений политических партий. Пока их число составляет 11. Свобода совести и вероисповедания проявляется также во многочисленных религиозных организациях. На территории Чувашской Республики помимо традиционных конфессий (православие, ислам, иудаизм) существуют и иные религиозные организации, такие как кришнаиты, евангелисты в различных формах, вайшнависты, язычники, «виссарионовцы». На фоне такого многообразия безупречное выполнение от имени государства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике функций по принятию решений о государственной регистрации общественных и религиозных объединений и контролю за их деятельностью способствует укреплению демократических основ государства. Отметим, что с 1 июля 2002 Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы из органов регистрирующих стали органами, принимающими решение о государственной регистрации общественных объединений, в том числе профессиональных союзах, политических партий и национально-культурных автономий, торгово-промышленных палат и религиозных организаций, а также органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. А в отношении религиозных организаций Управление МЮ РФ по ЧР является органом, осуществляющим контроль за соблюдением устава религиозных организаций относительно целей деятельности и порядка деятельности . При принятии решения о регистрации общественных объединений проверяется не только соответствие документов действующему законодательству, но и оценивается достоверность представленной информации. Были случаи, когда подписи заявителей подделывались. Указывались граждане, которые не только не имели понятия, что они являются учредителями какой-то организации, но и не могли быть учредителями по причине своей смерти на день проведения учредительного собрания. Такие казусы чаще всего сопровождают процесс регистрации общественных объединений, выступающих в защиту интересов инвалидов, организации которых имеет ряд налоговых и иных льгот. При осуществлении контроля Управление МЮ РФ по ЧР взаимодействует с различными органами и организациями, обмениваясь с ними информацией и участвуя в совместных совещаниях и мероприятиях. Контроль за работой общественных объединений позволяет выявить нарушения законодательства при проверке деятельности зарегистрированных общественных объединений, а также предупредить создание общественных объединений с сомнительными целями. Такие проверки проводятся в тесном сотрудничестве с работниками правоохранительных, налоговых органов, органов прокуратуры. В ходе плановых проверок за уставной деятельностью общественных объединений периодически выявляются общественные объединения, так называемые «мертвые души», которые фактически прекратили свою деятельность. По таким общественным объединениям Управление обращается в суд с иском о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Например, за первое полугодие в судебном порядке было признано прекратившими свою деятельность и исключенными из реестра 30 общественных объединений. В заключение следует отметить, что в целом в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью прав на объединение, свободы совести и вероисповедания, а также деятельности общественного объединения и религиозных организаций. Разумеется проблемы существуют, и их разрешение есть и остается важней задачей государства и общества. И отрадно осознавать, что в этом не последнюю роль играет Управление МЮ РФ по ЧР. Сложный путь Текущий 2002 год является юбилейным для ряда федеральных государственных органов. 200 лет назад 8 сентября 1802 года Император Александр 1 издал манифест "Об учреждении министерств". Так были созданы восемь министерств и среди них Министерство юстиции России. За два столетия Министерство проделало сложный путь. Разные исторические эпохи ставили и разные задачи. В зависимости от них изменялись функции, полномочия и роль Министерства юстиции в государстве. Несмотря на свою двухвековую историю именно сейчас на рубеже веков и даже тысячелетий Министерство юстиции оказалось на таком историческом изломе, который надолго предопределит развитие и судьбу России. Смысл этого временного отрезка – переход к усилению государственного начала во всех сферах жизни общества, проведению руководством страны предсказуемой политики, ориентированной на защиту интересов граждан, реальное закрепление ценностей демократического правового государства. В этот переходный период усиливается роль органов и учреждений юстиции, которые, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, защите конституционных прав и свобод граждан, реализации конституционного принципа построения в России правового государства. Свидетельством этому служат передача уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста, создание такой структуры как Служба судебных приставов, участие органов юстиции в государственной регистрации ряда некоммерческих организаций, наделение полномочиями по проведению дознания, участие в процедуре рассмотрения ходатайств о помиловании. Начало тысячелетия ознаменовано активной деятельностью Минюста и его органов в сфере обеспечения единства правового пространства на территории России, создания Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. С этого направления деятельности Минюста России на страницах нашей газеты начнется знакомство с его территориальным органом - Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. Конституция РФ, принятая в 1993 году, заложила основы нормотворчества в стране и определила его уровни – федеральный и региональный. По вопросам, находящимся в совместном ведении (статья 72), субъектам Российской Федерации допустимо осуществлять собственное правовое регулирование в пределах и порядке, определенном в соответствующем федеральном законе. Однако достаточное долгое время по ряду вопросов совместного ведения федеральные законы отсутствовали. Регионы самостоятельно старались восполнить этот правовой вакуум и принимали собственные законы и подзаконные акты. Последующее принятие федеральных законов, привело к тому, что региональные правовые акты вступили с ними в противоречие. Однако, как субъекты Российской Федерации не торопились вносить изменения в свои правовые акты в связи с принятием федеральных законов, так и федеральная власть не особо заботилась об обеспечении соответствия конституций и законов регионов Конституции России и федеральным законам. Таким образом, к концу 90-х г.г. сложилась ситуация, когда региональная правовая база в России "пестрила" явными противоречиями федеральному законодательству. А это вещь далеко не безобидная. Их постепенное накопление до уровня критической массы может разрушить единое конституционное поле страны, нарушить установленную систему управления и создать реальную угрозу конституционной безопасности. Только в 2000 году, вновь избранный Президент - Владимир Путин решил исправить эту ситуацию. Для обеспечения контроля за соответствием регионального законодательства федеральному принято решение о создании Федерального регистра – банка данных регионального законодательства с информацией о его соответствии Конституции и законам страны. Создание этого банка правовых актов преследует также цель обеспечить общедоступность информации о правовых актах субъектов федерации для всех граждан и юридических лиц во всех уголках страны. Ведь неосведомленность об особенностях законодательства отдельных субъектов, в частности, налогового, бюджетного, часто становилась серьезным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поступления инвестиций в регионы. Кроме того, регистр является одной из необходимых составляющих актуальной ныне идеи прозрачности, в данном случае прозрачности правового поля. Кропотливая работа по ведению Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (таково его полное название) была возложена на территориальные органы Минюста России. Они формируют регистр по соответствующим субъектам федерации, направляют созданные базы в Федеральные управления в округах и непосредственно в Минюст, где регистр содержится в интегрированном виде по всем регионам. В нашей республике этим, соответственно, занимается Управление Минюста РФ по ЧР. В 2001 г. активная работа по заполнению регистра началась с поиска и анализа действующих правовых актов Чувашской Республики. Управлением было проанализировано более 10 тысяч актов Чувашии, из которых требованию нормативности удовлетворяло немногим более 2 тысяч. Они и были внесены в Федеральный регистр. Правовые акты в регистре содержатся на электронном и бумажном носителях информации. Доступ к регистру можно получить двумя способами: территориальные органы Минюста предоставляют информацию по соответствующему субъекту федерации в документальном виде на основе письменного обращения, также регистр в интегрированном виде по всем регионам присутствует в Интернете на сайте www.bcli.ru и www.bcpi.ru. Как уже говорилось, в регистр вносится и информация о соответствии акта, принятого органами государственной власти субъектов федерации, Конституции РФ и федеральным законам. Для этого Управление Минюста РФ по ЧР проводит соответствующую юридическую экспертизу правовых актов и оформляет экспертные заключения на них. С 2000 г. Управлением выявлено уже 295 республиканских нормативных правовых актов, в которых выявлены противоречия федеральным законам. Однако, на сегодня около 80% из них приведены в соответствие российскому законодательству. Это достигнуто благодаря конструктивной позиции органов государственной власти республики по отмене, внесению изменений в правовые акты, которая обеспечивает устранение в них противоречий федеральному законодательству. Факт уже достаточно разрекламированный, что Чувашия в деле привидения своего законодательства в соответствие с федеральным находится на одном из первых мест в Приволжском округе, да и по России в целом она занимает неплохие позиции, поскольку средний показатель в этой сфере составляет 50%, и только в некоторых регионах он более семидесяти. Совершенно очевидно, что отсутствие противоречий в региональном законодательстве идет на пользу как регионам и центру, так и рядовым гражданам России.


17 сентября 2002
00:00
Поделиться