Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

«Цивильский вестник» на медикасинской стороне

Самогон - способ выживания? Деревня больна При подходе к Медикасам, нам, газетчикам "районки", открылось широкое заснеженное пространство, затем взору предстало нечто напоминающее ангар без переднего, впрочем, и без заднего фасада и без нижнего ряда покрытия. Остатки былой роскоши хозяйства "Луч", догадались мы. Здание, где нашли приют очаг кульутры, сельская администрация и администрация хозяйства "Луч", с горизонтальной крышей уже подсказало о его бедах. Не ошиблись. Крыша течет, потолки взывают о торжестве справедливости. Учреждение культуры занимает два уровня. Захочешь разглядеть потолок - шапка с головы покатится. Площади кино- и танцевального залов удовлетворят пожалуй, запросам и городов, но холод, царящий в здании, и степень обшарпанности стен подводят к мысли: нет, непросто медикасинским работникам культуры услуживать сельчанам. Напротив этого довольно неуютного здания, в метрах совсем немного даже по городским меркам, расположено вполне симпатичное внешне кирпичное строение школы. Однако, оказавшись внутри, встретились с прописавшимся в нашей стране обстоятельством, т. е. с той же самой низкой температурой воздуха. Учителя рассказали довольно банальную опять-таки для российских граждан историю. В конце прошлого года с 30 на 31 декабря упал столб, подача электричества прекратилась. Хотя были приняты экстренные меры - спешно слита вода из труб отопления, но сумели отстоять лишь 6 кабинетов из 13, а котельную буквально выцарапали из лап господина Мороза, разжигая настоящий костер в ней. Школа нуждается в полном ремонте отопительной системы. Незаметно было, чтобы учителя драматизировали ситуацию, даже ухитрялись видеть пользу от настигшей беды и в подтверждение рассказали, что медикасинские школяры, закалявшись в суровых условиях, не поддались нынешней зимой ни ОРВИ, ни гриппу. Как же не бодриться медикасинским учителям и учащимся, ведь они знают что их терпение будет вознаграждено, так как райадминистрация озабочена их вопросом и их не настигнет участь фермы в Тюрарах, сиротливо чернеющейся полуразвалившимися зданиями, где некогда содержался скот. Такой видится стороннему человеку медикасинская сторона и сама деревня Медикасы - средоточие культурной, социальной жизни для анчикасинцев, тюрарцев, второтюрарцев, шальчакасинцев, борзайкасинцев, вотланцев, хорнуйцев, юськасинцев и жителей Калиновки, правда, если несколько утрировать раз увиденное. Самогон - твердая валюта В 10 деревнях, входящих в Медикасинский сельский совет, проживают 832 человека, 132 - временно отсутствуют. Как и повсеместно, труженики села получают мизерную зарплату, поэтому молодые люди порасторопнее давно проторили дорогу в Москву, Нижний Новгород, Ульяновск. Есть и другие, видимо, обдумывающие в душе корневой вопрос жизни "почему жизнь простых людей не улучшается?", а на деле предпочитающие кормиться за счет родителей-пенсионеров. "Таких немало, - говорит глава местной администрации Нина Петровна Сюкрина и приводит ярчайший пример: молодых супругов, имеющих двоих детей, содержат на пенсионные деньги бабушка с дедушкой. Подобный образ жизни диктует определенную модель поведения. Денег в деревне нет, а посему тут своя валюта - самогон. За него, родимого, и вспашут, и дрова привезут, и погреб выроют... На мое предположение, что самогон варят в деревне через три дома, получила твердую поправку: через дом. Если в нашей стране хозяева жизни купаются в ванне с шампанским, наша деревня же спивается, теряет здоровье, употребляя немереное количество низкокачественного самогона. В Медикасах народ разделен на два лагеря: варящих и продающих самогон и возмущающихся этой ситуацией. Вторые требуют, чтобы выявили первых и наказали, но действенной помощи милиции или налоговикам не желают оказывать, справедливо опасаясь мести "обиженных" сельчан. О зубастости акул самогоноварения тут ходят легенды. Вот одна из них. Два года назад сотрудники милиции вошли в дом одной из "акул", провели необходимые в таких случаях действия, а впоследствии были обвинены в краже 700 рублей. Если беззащитны перед ними представители закона, то какая кара настигнет нас, рассуждает всякий здравомыслящий медикасинец, продолжая тем временем устно жаловаться главе Нине Петровне, которая и так озабочена этой проблемой и пытается найти какой-то выход. Может, по радио надо говорить о таких людях, приглашать на беседу, в сельскую администрацию? Она говорит о пьяницах, а не о самогонщиках, так как, кто такой самогонщик, законом вроде и не определено. Пьяниц же, чувствующих себя обиженными в этом мире, ничего не стесняет, они ничего и не стесняются, появляются даже в клубе, всласть куражатся. Поэтому работнику культуры в Медикасах в вечернее время надо обладать определенной долей мужества, в случае чего - помощи ждать не от кого и неоткуда - в доме культуры нет даже телефорна, а участковый уполномоченный милиции в этих местах появляется редко. "А жаль, - говорит староста деревни Римма Степановна Константинова, - милиции наш народ боится, приезжали раз летом милиционеры в деревню, после этого и пьяницы на время утихомирились, и воры приутихли". По-своему мудрая деревня считает, что ей без самогона не прожить, пока, а зарвавшихся обязательно следует успокоить, для чего необходимо организовывать рейды и налагать крупные штрафы. Есть выход из ступора Причину того, что на медикасинской стороне самогоноварение стало одним из способов выживания, сами сельчане видят в местоположении деревень. Все 10 деревень расположены далеко от райцентра, городов. даже Чурачик, куда можно вывозить излишки сельхозпродукции подворий, продать на рынке. Вторая несуразность, загнавшая их в ступор, кроется в отсутствии хороших дорог. Были бы дороги, курсировали бы автобусы - сами собой развязались бы многие узлы. Сегодня, к примеру, крестьянин в поте лица трудится на земле, держит скот, но этот труд не оправдывает себя, не приносит благосостояния. Литр молока в магазинах стоит более 8 рублей, а в Медикасах зимой его собирают за 3 рубля, летом и вовсе за 2-2,5 рубля заезжие молодцы из Канаша, а то и из Татарии. Сельчане охотно делятся с неприятностями, значит, как говорит Армен Джигарханян, верят, что им помогут. Сегодня они, много раз обманутые, униженные, с какой-то долей недоверия, но с радостью видят, как реально и в их местах осуществляются президентские программы, в которых заложена основа для улучшения качества жизни. В этом году, говорит глава Медикасинской сельской администрации Нина Сюкрина, заложено 800 тыс. рублей для газификации д. Вутланы, предусмотрено заасфальтировать часть дороги, ведущей в Хорнуй. Наше сегодняшнее на наших глазах уходит в историю. Уйдут в прошлое и самогонщики с пьяницами, ибо поддержку получат, как говорит Президент республики Н. В. Федоров, лишь люди, "готовые сами много работать, а не пьянствовать и ждать манны небесной". Тогда исчезнут с медикасинской земли полуразвалившиеся постройки, многие несуразности, придет тепло в клуб. Может статься, что и медикасинец будет прислушиваться не к тревожному шороху, а к тишине падающего снега, шелесту листьев. Что беспокоит медикасинцев - Алкоголизация населения - Низкая температура воздуха в доме культуры, школе - Разворовывают по бревнышку перевезенный из Тюрар ферму - Здание бывшего детского сада осталось без оконных стекол - значит, ворье наметило следующую жертву - Деревня стареет. В Медикасах, в частности, в 2002 году умерло 7 человек, родился 1 ребенок. - За 2002 год на территории сельской администрации образовалась лишь одна семья - Высокая текучесть среди учителей - Нет работы Что радует - Проводимые в последние годы дни деревни и сельской администрации - В Борзайкасах, Тюрарах, Калиновке не пустуют летом волейбольные площадки - Имеются катки - утеха детей - Указы Президента республики, направленные на улучшение жизни


18 марта 2003
00:00
Поделиться