Дороги - направления
В тот день, когда мы ехали на редакционном УАЗике по дороге, ведущей в деревню Визикасы, стояла теплая, ясная погода. И слава Богу!
Если бы Илье пророку вздумалось похулиганить, отпустив хотя бы малую толику из своих запасов, то, пожалуй, и Леониду Васильеву - многоопытному водителю, знающему каждый уголок района, исколесившему на своей старенькой машине не только район, но и республику, не удалось бы без ЧП довезти нас, газетчиков, до Визикасов, так как после Верхних Хыркасов наша асфальтированная дорога внезапно трансформировалась... в (так назовем) направление с глубочайшими и изобретательно извилистыми колеями, местами столь пугающе залитыми мутной жижей-водой и поэтому вдруг утраивающимся на этом месте. Каким чутьем руководствовался наш водитель - не знаю, но машина, угрожающе кренящаяся то влево, то вправо, нещадно, как молодой жеребец, подбрасывая своих “седаков” от сиденья под натужный и зловещий гул мотора, все же вырывалась из причудливо устроенной природой ловушки и смело бросалась вперед, чтобы снова провалиться в следующую. Вот где автор этих строк убедился, что несколько лет бок о бок работающий Леня - ас своей профессии. Его руки за секунду успевали совершать ряд быстрейших манипуляций, благодаря чему, думаю и убеждена, УАЗ не опрокинулся, не застрял... В таких ситуациях и познается настоящее в человеке.
Фасад Визикасов
Вот и Визикасы. Большие ворота, металлические, на замке. Умно. Значит, не безобразят улицы деревни тяжеловесные машины. За воротами, как я понимаю, сразу начинается “культурный центр” деревни.
Магазин, здание которого в этом году точно не захотели побелить, довольно тоскливо смотрит на проходящих и приходящих. Не красит его и помещение, используемое под склад. Напротив магазина расположена контора СХПК “Маяк” - вид его говорит, что хозяевам вовсе не до него и вообще недосуг. Буквально в нескольких шагах от магазина обнаружился и сельский клуб. Бывший. Теперь в этом довольно вместительном здании функционирует лишь библиотека, а та часть, где в советские времена собирались визикасинцы по торжественным и не очень случаям, представляет захламленное помещение с разбитыми, а потому заботливо заколоченными окнами, свисающими с потолка проводами, паутиной, с выдранными трубами отопления и т. д. Тоскливая, ранящая душу картина. Дополним ее еще несколькими мазками. Во дворе бывшего (и настоящего?) “очага культуры” вольно разрослась крапива, изгородь душит на ладан. Еще мазок: напротив клуба простирается улица, где жилища частных лиц блестят, переливаются свежеокрашенными крышами, фасадами, в палисадниках бушует раскошное разноцветье.
Молодежь, или танцы в недействующем клубе
Не могу безапеляционно утверждать, что та молодежь, с которой мы перекинулись несколькими словами, представляет собой срез молодого общества деревни Визикасы.
Молодые люди друг за другом с интервалом в несколько минут вдруг заполнили пустой до этого магазин. Первый мой собеседник с обнаженным до пояса «живописным» торсом объяснил, что в деревне ничего, жить можно, если есть деньги. Он одинок на этом свете, родители умерли (не стану описывать печальную историю его сиротства, внезапно высказавшись, парень затем очень просил не писать того, что наговорил), а деньги вынужден зарабатывать в Москве. Когда в дверях магазина показался симпатичный голубоглазый молодой человек, мой собеседник поспешил его представить, добавив, что Коля, не пожалев своих денег, приобрел для проведения дискотек аппаратуру, но “потребители” этого же музыкального средства привели ее за короткий срок в негодность. Коле 28 лет, окончил одно из чебоксарских технических училищ, но работает не технологом, как хотел, а водителем. Он очень серьезно говорит о том, что молодежи негде встречаться, так как сельский клуб не работает. Сам он раньше ходил в клуб соседней деревни Елаши, пытался, как уже было упомянуто, организовывать дискотеки в Визикасинском и пробовать себя в роли ди-джея. Но аппаратуру быстро привели в непригодность, теперь у Коли нет желания еще раз пытаться это делать. Он убежден, что если бы работал в деревне клуб, а в библиотеке были хорошие книги, не только те, что знакомы с детства, то молодежь так безумно не тратила бы свое свободное время, не брались бы и за рюмку с такой частотой. В ходе дальнейшей беседы с другими молодыми визикасинцами прояснилось, что оконные стекла клуба с надоедливой периодичностью разбиваются молодежью, жаждующей попасть во внутрь, и если удастся, устраивающей танцы...