С народом, для народа
Так сложилось в жизни, что судьбы деревни и потребкооперации связаны между собой неразрывными, можно сказать, кровными узами.
Но деревня ведь всюду и во все времена - основа и хранительница духовно-нравственных устоев народа, общества, государства - тех самых устоев, без которых невозможны ни духовно здоровое общество, ни нравственная экономика. Но как раз они-то и оказались подточенными.
А следовательно, историческое предназначение потребкооперации, содержание социальной ее миссии в том и состоит, чтобы укрепить эти устои.
В чем сейчас главная беда деревни? В бедности ее населения, в заброшенности, неустроенности. Поэтому основа нашей идеологии - подчеркну, основа, коллективно определенная в ходе научно-практических конференций, - это борьба с бедностью, безработицей и бездуховностью на селе. В этом и суть нашей социальной миссии.
Конечно, всех социальных проблем деревни потребкооперация в одиночку не решит. Но в отличие от многих, кто всего лишь говорит о необходимости их решать, потребкооперация реально делает то, что в состоянии сделать.
В борьбе с бедностью и безработицей, наращивая производство и сферу услуг, создаем новые рабочие места. Только за неполных пять лет нового века в кооперативных организациях получили постоянную работу на дополнительно созданных рабочих местах 95 тысяч человек, а еще 160 тысяч - временную, сезонную работу либо занятость на условиях неполного рабочего дня.
Поставлена и настойчиво решается задача принимать все, что выращено населением, на продажу. Только в этом году за сданную селянами продукцию кооперативные организации выплатят более 10 миллиардов рублей (!). Серьезная прибавка к семейным бюджетам селян.
Может, внешне и малозаметной, но еще более весомой кооперативной добавкой к жизненному уровню селян являются продажа товаров в селах и деревнях по тем же ценам, что и в райцентре, то есть без наценки за доставку, содержание 29 тысяч убыточных магазинов в малых и отдаленных деревеньках, оказание помощи престарелым, инвалидам, многодетным семьям, детским домам.
Это, повторяю, малозаметная работа, но социальную ее значимость невозможно переоценить. Благодарность людей, надежда на лучшее, которую вселяет потребкооперация, - разве ради этого не стоит жить и работать!
К сожалению, из окон некоторых чиновничьих кабинетов таких вот житейских «мелочей» не различают. Конечно, без строительства на селе жилья, дорог, систем коммунального хозяйства не обойтись. Но и одними этими мерами узел социальных проблем не разрубишь. Человек, даже имея хорошую крышу над головой, нуждается в десятках, а то и сотнях самых разных услуг. На селе же с ликвидацией Минбыта сфера бытовых услуг разрушена практически до основания.
И снова, откликаясь на просьбы и потребности пайщиков, селян, потребкооперация добровольно взвалила на себя тяжкий груз ранее несвойственной ей работы - оказание услуг населению. Кооперативные организации уже предоставляют селянам 206 тысяч услуг 140 видов. Еще 4-5 лет назад ничего подобного и в помине не было. А сегодня только кооперативные парикмахерские обслуживают жителей 6,6 тысяч деревень, более 15 тысяч аптек и ветаптек обеспечивают селян лекарственными препаратами. Всего и не перечислишь...
Буквально на глазах кооперативные магазины перестают быть магазинами в привычном своем виде, а превращаются в центры торгового, бытового и культурного обслуживания населения, в центры общения людей - с библиотечками, бесплатными чайными столами, детскими игровыми площадками, набором различных услуг.
Одновременно со всем этим в полный рост обозначилась и проблема духовно-нравственного возрождения деревни, мимо которой потребкооперация также не смогла пройти. Прежде всего встал вопрос о воспитании высоких моральных качеств самих кооперативных работников. Откликаться на нужды, попросту говоря, ответственно служить людям, быть милосердными могут только духовно богатые работники. Они призваны нести духовную культуру людям. Работа огромной важности.
Чтобы работать с пайщиками и населением еще плотнее, мы приняли решение проводить собрания на кооперативных участках два раза в год. Это очень важно. Пока ведь, кроме потребкооперации, сельских жителей никто не собирает, не говорит с ними про их нужды, не спешит на помощь. Теперь вот, чтобы дать людям возможность и высказаться, и быть услышанными, в ряде потребительских обществ начинают практиковать проведение собраний на кооперативных участках в форме «круглых столов».
Конечно, сделанного еще недостаточно, надо в несколько раз больше. Но мы пошли этим путем и уже не свернем с него. Почему?
В эти дни потребительской кооперации России исполнится 175 лет. Убежден, что эта старейшая и так много пережившая вместе со страной, со своим народом общественная организация отметит еще очень много своих юбилеев. Можно сказать так: пока жив народ - будет жить и будет всегда востребованным и его детище - потребительская кооперация. Она нацелена на решение социальных вопросов, а социальная работа, как точно подметил Виктор Гюго, не знает границ. «Иди к униженным, иди к обиженным: там нужен ты» - эти некрасовские слова - призыв, словно обращенный к нам, нынешним кооператорам.
Еще я вижу потребкооперацию завтрашнего дня демокра-тичной, экономически процветающей, приблизившей свои учебные заведения к молодежи села, а следовательно, и помолодевшей, обеспеченной квалифицированными, современно мыслящими специалистами самых разных профилей. Словом, вижу ее такой, какой ей и надлежит быть, - истинно народной, то есть нужной каждому селянину на протяжении всей его жизни.