Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

С народом, для народа

Так сложилось в жизни, что судьбы де­ревни и потребкооперации связаны меж­ду собой неразрывными, можно сказать, кровными узами.

Но деревня ведь всюду и во все времена - основа и хранительница духов­но-нравственных устоев народа, общества, государ­ства - тех самых устоев, без которых невозможны ни духовно здоровое общество, ни нравственная эко­номика. Но как раз они-то и оказались подточенны­ми.

А следовательно, историческое предназначение потребкооперации, содержание социальной ее мис­сии в том и состоит, чтобы укрепить эти устои.

В чем сейчас главная беда деревни? В бедности ее населения, в заброшенности, неустроенности. Поэто­му основа нашей идеологии - подчеркну, основа, кол­лективно определенная в ходе научно-практических конференций, - это борьба с бедностью, безработи­цей и бездуховностью на селе. В этом и суть нашей социальной миссии.

Конечно, всех социальных проблем деревни потреб­кооперация в одиночку не решит. Но в отличие от многих, кто всего лишь говорит о необходимости их решать, потребкооперация реально делает то, что в состоянии сделать.

В борьбе с бедностью и безработицей, наращивая производство и сферу услуг, создаем новые рабочие места. Только за неполных пять лет нового века в ко­оперативных организациях получили постоянную работу на дополнительно созданных рабочих местах 95 тысяч человек, а еще 160 тысяч - временную, сезон­ную работу либо занятость на условиях неполного рабочего дня.

Поставлена и настойчиво решается задача прини­мать все, что выращено населением, на продажу. Только в этом году за сданную селянами продукцию коопера­тивные организации выплатят более 10 миллиардов рублей (!). Серьезная прибавка к семейным бюджетам селян.

Может, внешне и малозаметной, но еще более ве­сомой кооперативной добавкой к жизненному уров­ню селян являются продажа товаров в селах и дерев­нях по тем же ценам, что и в райцентре, то есть без наценки за доставку, содержание 29 тысяч убыточных магазинов в малых и отдаленных деревеньках, оказание помощи престарелым, инвалидам, многодетным семьям, детским домам.

Это, повторяю, малозаметная работа, но соци­альную ее значимость невозможно переоценить. Бла­годарность людей, надежда на лучшее, которую все­ляет потребкооперация, - разве ради этого не стоит жить и работать!

К сожалению, из окон некоторых чиновничьих ка­бинетов таких вот житейских «мелочей» не различают. Конечно, без строительства на селе жилья, дорог, сис­тем коммунального хозяйства не обойтись. Но и од­ними этими мерами узел социальных проблем не раз­рубишь. Человек, даже имея хорошую крышу над голо­вой, нуждается в десятках, а то и сотнях самых разных услуг. На селе же с ликвидацией Минбыта сфера быто­вых услуг разрушена практически до основания.

И снова, откликаясь на просьбы и потребности пайщиков, селян, потребкооперация добровольно взвалила на себя тяжкий груз ранее несвойственной ей работы - оказание услуг населению. Коопера­тивные организации уже предоставляют селянам 206 тысяч услуг 140 видов. Еще 4-5 лет назад ничего подобного и в помине не было. А сегодня только кооперативные парикмахерские обслуживают жите­лей 6,6 тысяч деревень, более 15 тысяч аптек и ветаптек обеспечивают селян лекарственными пре­паратами. Всего и не перечислишь...

Буквально на глазах кооперативные магазины пере­стают быть магазинами в привычном своем виде, а пре­вращаются в центры торгового, бытового и культурного обслуживания населения, в центры общения людей - с библиотечками, бесплатными чайными столами, детс­кими игровыми площадками, набором различных услуг.

Одновременно со всем этим в полный рост обозна­чилась и проблема духовно-нравственного возрождения деревни, мимо которой по­требкооперация также не смогла пройти. Прежде всего встал вопрос о воспитании высоких моральных качеств самих кооперативных работ­ников. Откликаться на нуж­ды, попросту говоря, ответ­ственно служить людям, быть милосердными могут только духовно богатые работники. Они призваны нести духов­ную культуру людям. Работа огромной важности.

Чтобы работать с пайщиками и населением еще плотнее, мы приняли решение проводить собрания на кооперативных участках два раза в год. Это очень важно. Пока ведь, кроме потребкоо­перации, сельских жителей никто не собирает, не гово­рит с ними про их нужды, не спешит на помощь. Теперь вот, чтобы дать людям воз­можность и высказаться, и быть услышанными, в ряде потребительских обществ начинают практиковать проведение собраний на коо­перативных участках в форме «круглых столов».

Конечно, сделанного еще недостаточно, надо в не­сколько раз больше. Но мы пошли этим путем и уже не свернем с него. Почему?

В эти дни потребительской кооперации России исполнится 175 лет. Убежден, что эта старей­шая и так много пережившая вместе со страной, со своим народом общественная организация отметит еще очень много своих юбилеев. Можно сказать так: пока жив народ - будет жить и будет всегда востребован­ным и его детище - потребительская кооперация. Она нацелена на решение социальных вопросов, а соци­альная работа, как точно подметил Виктор Гюго, не знает границ. «Иди к униженным, иди к обиженным: там нужен ты» - эти некрасовские слова - призыв, словно обращенный к нам, нынешним кооператорам.

Еще я вижу потребкооперацию завтрашнего дня де­мокра-тичной, экономически процветающей, приблизив­шей свои учебные заведения к молодежи села, а следо­вательно, и помолодевшей, обеспеченной квалифици­рованными, современно мыслящими специалистами са­мых разных профилей. Словом, вижу ее такой, какой ей и надлежит быть, - истинно народной, то есть нужной каждому селянину на протяжении всей его жизни.



"Цивильский вестник"
05 декабря 2006
00:00
Поделиться