Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Дорожное строительство в Цивильском районе

Как это было

Дороги – это слово стало актуальным в 2007 году. Сколько сделано, строится и будет расти дальше в этом направлении. Сейчас невозможно забыть и то, что происходило на самых ранних этапах, а именно в 1930-х годах. В те годы правительство Чувашской Республики уделяло серьезное внимание улучшению существующих и развитию новых сетей дорог и подъездных путей к крупным промышленным центрам. В РГУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» сохранились материалы о работе этого направления. Вот как рассказывают документы об участии Цивильского района в дорожном строительстве.

В пределах республики до 1918 г. было всего 5 более или менее благоустроенных для гужевого движения трактов общей длиной в 480 км. Среди них тракт Ядрин-Цивильск. В результате проведения массовых дорожно-строительных компаний в 1930 и 1931 гг., ремонта и коренного улучшения постройки сети дорог республиканского, районного и сельского значения все важнейшие центры связаны с республиканским центром благоустроенными грунтовыми дорогами (с американским профилем), закончены постройкой и сданы в эксплуатацию для автодвижения, среди которых – Цивильск-Марпосад.

Из обращения обкома партии и СНК Чувашской АССР 1931 г.: «…Для Чувашии бездорожье является прямым бедствием, равного которому в данное время не знает страна. Дорожная проблема остается еще не тронутым забытым участком для большинства трудящихся, несмотря на то, что бездорожье дает о себе знать осенью, когда наши дороги, превращаясь в сплошную грязную массу, вызывают не только нарушение нормального сообщения, но и полную приостановку движения. Трудящиеся Чувашии должны подняться все на борьбу за улучшение дорожного хозяйства, на штурм бездорожья…».

В месячнике борьбы с бездорожьем 1931 г. по состоянию на 15 июля Цивильский район выполнил контрольное задание (встречный план) на сумму 64487 руб., что в процентном отношении составило 64,4 %.

Президиум ЦИК Чувашской АССР от 5 ноября 1933 г. постановил: «Занести в республиканскую Красную Книгу передовых работников комсомольской организации Чувашии 24 человека, в их составе Крылова - секретарь ячейки ВЛКСМ и бригадир первой бригады колхоза «Малалла» Цивильского района (за лучшую организацию соцсоревнования и ударничества в бригаде, культобслуживания и за ударную работу в проводимых хозяйственно-политических кампаниях) и Мартынова – старшего конюха того же колхоза (за организацию образцового ухода за конями и за лучшую постановку зоосанминимума в конюшне)…».

По инициативе пионеров и юдовцев г. Чебоксары организован юдовский поход для помощи низовым кружкам ЮДА в Цивильский, Чебоксарский, Канашский районы. В районах участники похода провели технические бои, постановки и организовали 92 новых кружка ЮДА. Поваркасинский сельский совет Цивильского района благодаря массово-разъяснительной работе организовал массовые выходы на работы, чаепитие, ларек с промтоварами. Выпустили 10 бригадных стенгазет. Во время перерыва устраивали игры, читки газет, план был выполнен на 142%.

Из отчета Цивильского района Чувашдортрансу 4 июня 1934 г.: «По титульному списку объектов работ приняты тракты: Чебоксары-Канаш, Цивильск-Траки, Цивильск-Шу-Поси, Цивильск-Марпосад, Цивильск-Урмары. Все строительство по трактам Чебоксары-Канаш и Цивильск-Урмары финансируется из бюджета Дортранса, остальные тракты – за счет районного бюджета. Строительство двух трактов Цивильск-Траки и Цивильск-Шу-Поси трудовым участием населения в 1934 г. завершится полностью. Но если не выстроить два моста на этих трактах на р. Цивиль по 50-60 метров каждый с предохраняющими их ледорезами, оба тракта с огромным вложением труда населения не будут введены в эксплуатацию. В Цивильском районе, в отличие от других районов республики, имеется много рек без переправ: Б. Цивиль, М. Цивиль, Унга и Шатьма. Все мосты на этих реках, кроме Цивильского бетонного и моста на тракте Цивильск-Марпосад, временные, разбираются на весенний период (апрель-май), устраиваются на вершниках плотин, так же разбираемых весной. Из-за невозможности переправы по ним тракторов весь тракторный парк МТС парализован. Обслуживание колхозов тракторами весьма затруднительно. Исходя из необходимости строительства в первую очередь двух мостов в вышеуказанных двух трактах, заготовлены и завезены на мосты стройматериалы, сданы работы по изысканиям и проектированию мостов…».

Из постановления заседания Цивильского районного комитета ВКП(б) от 29 июня 1934 г.: «…Не ослабляя вести работу на трактах Чебоксары-Канаш по завершению жердевой и плетневой изгороди; Цивильск-Траки и Цивильск-Шу-Поси по утюжке и укатке, по достройке плановых мостов, по постановке километровых столбов, чтобы эти тракты превратились в проезжие  к началу уборочных работ…».

Из докладной записки начальника управления Чувашдортранса  В. Никитина: «В осень 1933 г. на тракте Чебоксары-Канаш посажено 766055 саженцев, из которых отродилось 399831 экз., что составляет 53,2%. В переделах Цивильского района с 23 по 57 км. включительно высаживается 413496 саженцев. Основная масса посадочного материала должна быть заготовлена дичками в лесах Государственного и местного значения и только около 150-200 тыс. намечается закупить в питомниках Леспромхозов, Садвинтреста и Цивильской исправтрудколонии, причем в питомниках приобретаются главным образом плодово-ягодные породы…».

Из сводки о ходе посадочных работ по озеленению тракта Чебоксары-Канаш по состоянию на 15 октября 1934 г. включительно: «…Цивильское прорабство – яблонь-200, вишен-15800, смородины-3100, малины-23275, ели-34928, берез-27800, клена-50284, вяза-27847, лип-19301, рябин-220, калины-15909, акаций-262, бересклет-8288, шиповника-58700».

Образцы стахановской работы на дорожном строительстве в 1937 г. показали: «…Лукин Иван Лукич, 58 лет, – колхозник колхоза «КИМ» Янзакасинского сельского совета Цивильского района, он один капитально отремонтировал 2300 п.м. изгороди, выработав при хорошем качестве работы 58-70 п.м. при норме 30 п.м., т.е. 194-234%.

Александрова Александра, колхозница того же колхоза, член колхозно-дорожной бригады по мотыжению зеленых насаждений и обчистке от сорняков выполняла 350-375 м2 при норме 250 м2 – 150%...».

Республиканской и районной печати необходимо было отвести должное место как крупному организатору общественности и масс на борьбу с бездорожьем. Вся печать широко освещала ход работ и их организацию в передовых районах и указывала на недостатки отстающих через рабкоровские посты, организованные на всех крупных объектах. Из районных газет первое место занимала Цивильская райгазета «Колхоз =ул.пе» («По колхозному пути»), поместившая за месячник в 18 номерах 16 статей, 4 постановления, 6 сводок, 21  заметку, художественных стихов 4, клише 4 и т.д. Внимание, уделенное печатью дорожному строительству, сыграло исключительную роль в организации и проведении дорожных работ.



"Цивильский вестник"
11 декабря 2007
00:00
Поделиться