Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Скоро в школу

Играйте и развивайтесь

Малыш умеет читать, считать и писать? Отлично! Но этого мало, чтобы обеспечить успешный старт. А что же важно?

Едва только ребенок встает на ножки, мы уже начинаем задумываться о его будущем - о школе. По своему опыту могу сказать, что требования к первоклассникам теперь достаточно высоки, поэтому мы стремимся, чтобы дети им соответствовали: умели читать и писать, решали простые арифметические задачки и магические ребусы. Но лишь немногие родители понимают, что большую часть важнейших для будущих школьных успехов функций формирует не обучение чтению или письму, а сама суть, само устройство детской жизни. Многому малыши учатся, играя со сверстниками, гуляя самостоятельно во дворе. Так было всегда. Но в последние годы быт современной семьи, а значит, и детская жизнь стремительно меняется. Как же помочь ребенку восполнить эти потери?

Например, одни пяти-шестилетние дети неплохо читают коротенькие стихи в книжках с картинками, другому ничего не стоит самостоятельно включить компьютер и загрузить в него новую игру, он тоже неплохо читает, и мама, конечно же, гордится его связной, развернутой речью. Современные, развитые, умненькие детки. Правда, эти дети до сих пор не умеют прыгать на одной ножке, и это мешает им научиться играть в “классики”, путают “над” и “под”, с трудом справляются с одеванием.

Все эти мелкие проблемы, считают психологи и опытные педагоги, результат быстро меняющихся условий, в которых живут наши дети. Они меньше играют, меньше общаются между собой в свободном режиме, меньше исследуют мир самостоятельно. Тем не менее эти мелочи имеют значение для будущих школьных успехов вашего малыша. Как помочь ему наверстать упущенное и как психологически лучше подготовить к школе?

Будущие успехи ребенка в математике, геометрии и даже в русском языке напрямую связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за пространственное восприятие, считают психологи. Некоторые специалисты связывают недостатки пространственного восприятия с изменением среды, в которой наши детишки живут и развиваются. Наши мамы и папы, и даже мы с вами, согласитесь, росли иначе. Никто особенно не заботился об этом, но года в четыре мы точно знали, как пройти в другой двор, в каком киоске на нашей улице продается самое вкусное мороженое, а в каком дворе - самые лучшие качели. Мы много времени проводили на улице, во дворе, в разновозрастной компании ребятни, играя в “войнушку”, в “казаки-рабойники”, в догонялки, в резиночки, “классики” и “вышибалы”, овладевая таким образом пространством вокруг себя, приобретая навыки ориентации, получая бесценный телесный опыт.

Так было раньше, но теперь дворовая компания большая редкость, а уж о том, чтобы четырехлеток выпускать погулять самостоятельно и речи нет. Добавьте к этому раннее знакомство с компьютером, где все пространственные понятия достаточно условны.

Что же предпринять? На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как именно вы идете, куда поворачиваете. Дайте дошкольнику небольшие задания. Например, сбегать в ближайший магазин и купить булочку или сок. Конечно, между вами и магазином не должно быть проезжей части и желательно, чтобы вы видели своего гонца.

Чем выше уровень саморегуляции - тем легче вольному дошкольнику будет потом превратиться в ответственного первоклашку и не страдать в тисках расписания, тем легче ему привыкнуть выполнять домашние задания и каждый день собирать портфель.

К шести годам ребенку хорошо бы научиться действовать целенаправленно, в соответствии со своим замыслом или замыслом взрослого.

Если ваш дошкольник способен довести до конца задуманное, например, собрать фигуру из конструктора, пользуясь инструкцией, и без напоминаний выполняет все необходимые утренние процедуры,трудности в школе у него не возникнут, считают психологи. Так, современные детишки с конструктором справляются неплохо, а вот повторять простые движения, управлять своими эмоциями им часто бывает трудновато. И здесь причина в изменившихся жизненных обстоятельствах современной семьи. В ней гораздо меньше общения и меньше совместных дел, чем это было десять лет назад. А мы знаем, что у детей лучше всего психические функции формируются именно в общении. Никакие хитроумные развивающие игрушки не заменят игр и разговоров с родителями и со сверстниками, не заменят их личного примера и опыта.

“Давай сделаем это вместе” - вот что должно стать вашим главным девизом, - говорят хором опытные психологи. Не делать за детей, но непременно быть рядом и помогать, если сыну или дочке нужна помощь. Так что чтобы ваш дошкольник легко превратился в ответственного, собранного школьника, дайте ему возможность всласть наиграться в разные игры. Приглашайте в дом его друзей, инициируйте, если это необходимо, самые простые игры: в “дочки-матери”, в “зоопарк”, в “путешествие”, в прятки-салочки... Помогайте разрешать конфликты, следить за соблюдением правил. Играйте сами и получайте удовольствие от общения со своим дошкольником.



"Цивильский вестник"
25 августа 2009
00:00
Поделиться