Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Добрый батюшка

22(10) декабря 1855 года родился Даниил Филимонович Филимонов - один из деятелей прошлого, который ставил интересы народа, его благополучие выше собственных. Это педагог, общественный деятель, писатель и переводчик, служитель культа. Сподвижник И.Я.Яковлева на протяжении всей его жизни.

Мало осталось на его малой родине в селе Первое Степаново Цивильского района ЧР помнящих его людей. Но я до сих пор помню рассказ двадцатилетней давности об отце Данииле жителя деревни Большое Тугаево Цивильского района Евдокима Егоровича. Было ему тогда под девяносто лет. Он помнит обряд крещения своей дочери в 1932 году. Как было все торжественно и в то же время умиротворенно. Обычно беспокойный ребенок, девочка, затихла, как бы прислушивалась к ровной размеренной речи. Отец Даниил находил возможность общаться с каждым прихожанином по волнующему его вопросу. Евдоким Егорович рассказывал, как отец Даниил объяснял - почему православные храмы имеют такую форму. Молящихся в них господь услышит обязательно. За глаза его называли "добрый батюшка".

Много архивных писем, документов, по которым можно проследить весь жизненный путь Д.Ф.Филимонова. Везде он проявлял себя прежде всего как чуткий, умеющий сопереживать и всегда готовый помочь человек.

18 мая 1888 г. между деревнями Малые и Старые Урмары Цивильского уезда было побоище из-за земли. В потасовке трое крестьян были убиты, многие избиты, несколько человек тяжело ранены. Д.Ф.Филимонов прибыл в Казань для напутствия крещеных чувашей, осужденных Казанским военно-окружным судом. 45 крестьян были осуждены как главные зачинщики побоища. Казанский военно-окружной суд приговорил 17 человек к смертной казни через повешение. Д.Ф.Филимонов два дня ходил к осужденным в тюрьму, служил им молебен, беседовал с ними. На третий день Д.Ф.Филимонов при Н.И.Ильминском написал письмо к К.П.Победоносцеву - обер-прокурору Св. Синода, с подробным описанием "урмарского дела". В письме содержалась просьба о ходатайствовании перед императором о помиловании всех 17 осужденных чувашей. К.П.Победоносцеву удалось исходатайствовать изменение участи осужденных. Казнь четверым была заменена четырехлетней каторгой, шестерым - ссылкой в отдаленные места Сибири и семерым - службой в арестантских ротах. Таким образом, казни избежали все.

В июне 1891 г. в селениях Мусирминского и соседних с ним приходов начался голод. Крестьяне питались лебедой и древесными (липовыми) листьями, которые они собирали и сушили на солнце, потом превращали в порошок, кипятили и ели. Люди страдали от голода и пухли. 7 августа 1891 г. Д.Ф.Филимонов сообщил И.Я.Яковлеву: "Есть у меня такие прихожане, которые по месяцу сидят без хлеба. Если кто им подаст кусок черного хлеба, они его сами не едят, а дают детям своим. 80 % населения моего прихода питается травой и древесными листьями, вследствие чего люди принимают мертвенно-бледный с зеленоватым оттенком цвет". В Мусирме было два смертных случая. Нищие ходили толпами со двора во двор, но подавали им мало. "Сначала я подавал, - вспоминал Даниил Филимонович, - всем просящим понемногу, но потом и у меня немного осталось хлеба".

Письмо Д.Ф.Филимонова и порошок/толченые листья/ были переданы К.П.Победоносцеву, который, выполняя просьбу Н.И.Ильминского, распорядился тотчас же напечатать его в "Московских ведомостях" под заглавием "Голод в Казанской губернии". Порошок был представлен императору Александру III с докладом о филимоновском письме. 8 августа оно увидело свет.

Материал о голоде в Мусирминском приходе был перепечатан и другими газетами. Публикация взволновала многих читателей. От них стали поступать пожертвования. Было собрано более 6000 рублей деньгами, хлебом и вещами. Это помогло спасти сотни человеческих жизней Мусирмы и ближайших сел.

Но для Д.Ф.Филимонова эта история обернулась неприятностями. 24 августа в Мусирму прикатил казанский губернатор П.А.Полторацкий в сопровождении многочисленной свиты. Он обвинил Д.Ф.Филимонова, что тот изобразил голод в преувеличенном виде. Пока губернатор распекал Д.Ф.Филимонова за письмо о голоде, на улице собралась большая толпа народа: женщины держали куски хлеба из лебеды. Когда губернатор вышел на улицу и спросил, чего им (собравшимся) надо, Д.Ф.Филимонов ответил, что они желают показать его превосходительству тот хлеб, которым они питаются. Губернатор вкусил того хлеба и выплюнул, затем вынул 10 рублей и вручил их Д.Ф.Филимонову, сказав: "Купите муки и раздайте нуждающимся". По возвращении в Казань губернатор наговорил на Д.Ф.Филимонова архиепископу Павлу, и Д.Ф.Филимонов получил от владыки выговор с запрещением писать и печатать в газетах какие то ни было статьи без его разрешения. Владыка Павел принял Д.Ф.Филимонова и стал упрекать его за публикацию о голоде. Но когда Д.Ф.Филимонов поклонился ему и сказал, что это произошло помимо его воли, владыка изменил отношение к священнику и сказал: "Благодарю вас за ваше письмо о помощи голодающим, благодарю и Николая Ивановича Ильминского, что он напечатал его в газетах. Вы не беспокойтесь, я объявил вам выговор, чтобы успокоить губернатора".

Нравственное состояние, здоровье нации волновали его в первую очередь. 6 декабря 1903 г. Д.Ф.Филимонов основал в Туарме (Самарская губерния) приходское "общество трезвости" с целью "если не прекратить в приходе пьянство, то хотя бы сколько-нибудь способствовать уменьшению его". Он начал часто читать с церковной кафедры поучения против пьянства, о том же высказывался и в частных беседах.

У священников из чуваш конца 19 века была главная цель - обучение народа на чувашском языке, приобщение к цивилизованной жизни. "Мы работали исключительно во имя культурного развития своего рода-племени, работали сознательно, искренне и совершенно бескорыстно," - писал Д.Ф.Филимонов в письме Н.Никольскому 6 ноября 1905 года.

Служащему в синоде И.А.Износкову пишет: "Ныне настало такое время, что необходимо открыть инородцам свободный доступ к высшему образованию; просвещение инородцев нельзя ограничить одним лишь религиозным образованием, инородцев нужно развивать разносторонне. Пусть чуваши разрабатывают свой язык, литературу, музыку, песни и другие стороны духовной жизни".

Во время русско-японской войны 1904-1905гг. Д.Ф.Филимонов  организовал сбор пожертвований на нужды военного времени.

Письма к Д.Ф.Филимонову его единомышленников и современников Н.В. Никольского, Н.И. Ашмарина, В.Н. Никифорова, Ф.Н. Никифорова, И.А. Износкова, Чичериной, И. Иванова  и др., хранящиеся в архивах, неизменно начинались со словами "Дорогой батюшка Даниил Филимонович", "Уважаемый батюшка Даниил Филимонович" ... Деловые, также дружеские письма, они содержат в себе столько чуткости, внимания, душевной теплоты, что сразу можно понять - пишут хорошему человеку. Вот о чем пишет в своей книге воспоминаний И.Я.Яковлев: "Мысль об архиерее чуваше возникла еще в 1909 году. ( Несмотря на то, что массовое крещение чуваш совершено еще в середине 18 века, они вплоть до конца 19 века оставались язычниками, т. к. священноцерковнослужители и население говорили на разных языках, не понимали друг друга.) Поэтому кандидатами на пост такого, чувашского, архиерея намечены два лица из чуваш". Одного из них, протоиерея Филимонова Даниила Филимоновича (ученика Ильминского, окончившего его учительскую семинарию), ныне находящегося благочинным в селе Туарма Бугульминского уезда Самарской губернии, И.Я.Яковлев наметил как будущего первого чувашского архиерея. О нем И.Я.Яковлев отзывается как о самом умном из тех инородцев, которых он знал. Но в то время дело это так и заглохло.

19 января 1924 года, по указу обновленческого Синода, был рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Чувашской епархии, вдовий протоиерей Даниил Филимонович Филимонов, известный деятель чувашского просвещения. Возникновению новой формы церковного управления есть логическое объяснение - появление чувашской автономии. Синодальная(соборная) форма церковного управления в данный момент исторического развития считается оправданной. Она позволила адаптироваться церкви к новым условиям общественной жизни, сохранить немало православных храмов. Формы церковного управления, к примеру, патриаршая(единоличная) и синодальная(соборная), всегда менялись и меняются, но вера от этого нисколько не меняется. В богослужениях, обрядах и обычаях нет никакой разницы. Те же догматы веры.

Последние годы Д.Ф.Филимонов жил в с. Первое Степаново, где состоял настоятелем местной церкви. Д.Ф.Филимонов умер 11 мая 1938 года. Похоронен на сельском кладбище.

Своей деятельностью Д.Ф.Филимонов в немалой степени способствовал пробуждению национального самосознания чувашского народа. Он стоял на принципах мирного переустройства общества. Скромный, лишенный всякого тщеславия, он оставил о себе память как о незаурядной личности, патриоте и гуманисте. Постановлением главы администрации Цивильского района в мае 1998 года его имя присвоено школе в селе Первое Степаново.



"Цивильский вестник"
13 апреля 2012
00:00
Поделиться