Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Проявление личности через творчество

Трудно говорить о творчестве, когда мир человека ограничен четырьмя стенами. Все равно: будь это дом или интернат. Они стараются не выходить во внешний мир, предчувствуя, что этот мир не особенно хочет их принимать. И поэтому любая работа, любые экскурсии, кружки, выставки - все, что только позволяет ребенку увидеть внешний мир - все на пользу. Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку - как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.

В последнее время родители часто слышат о мелкой моторике рук и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев". 

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, сейчас очень много: это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием. По моему мнению, развитие мелкой моторики рук - один из главных видов коррекционной работы воспитателя. Через занятия изобразительным творчеством, декоративно-прикладными дисциплинами, драматическим искусством можно развивать творческое мышление детей, наблюдательность, память, расширять их кругозор.  Не исключено, что кто-то из детей найдет свое призвание, овладеет своей будущей профессией: роспись по ткани, резьба и роспись по дереву, различные виды шитья и вязания, освоение компьютера. ДПИ привлекают детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребенка: когда из разрозненных ниток,лент, тряпочек через некоторое время возникает цыпленок, рыбка или собачка, вышитые на декоративной подушечке или прихватке для посуды. Сделанное собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать еще лучше и красивее. Девиз занятий: "Ты такой, как все, ты все можешь!".

Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. В чем-то с ними, с особыми детьми, труднее - они больше ленятся, их трудно подвигнуть на труд. Но когда они втягиваются и раскрываются - получается что-то удивительное. Зато уж на занятиях у нас только работа. Нет этих пустых разговоров о материальном достатке, о том, у кого какое платье или кукла Барби, кто какие компьютерные игры знает…. Нет неискренности, когда я вижу, что ученики пытаются подстроиться под те ответы и реакции, которые я жду. Но и требуют они с учителя больше. Больше доброты, искренности,терпения. Очень трудно объяснить, почему педагог не следует жесткому плану и не знает заранее, какую из возможных задач он поставит сегодня. Ведь приходится исходить из физического состояния ребенка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.



"Цивильский вестник"
04 декабря 2012
00:00
Поделиться