Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Важно, чтобы зёрна таланта попали на благодатную почву

Муниципальная программа "Развитие образования в Цивильском районе Чувашской Республики" на 2014-2020 годы свидетельствует, что  работа с детьми  повышенного уровня развития ведется  уже с детсадовского возраста.

Одаренные дети. Как с ними работать, чтобы сохранить, поддержать и развить имеющиеся у ребенка способности, не нанести при этом ущерба для развития других сторон его личности? Такой вопрос ставит перед собой учитель биологии Цивильской СОШ №1 Л.В. Иванова, работающая с одаренными учащимися. Уже подобным образом поставленный вопрос в ее докладе, который я обнаружила на сайте школы, свидетельствует о том, что в этой школе не только сегодня  работают над выявлением, обучением и воспитанием талантливых детей. А муниципальная программа "Развитие образования в Цивильском районе Чувашской Республики" на 2014-2020 годы свидетельствует, что работа с детьми  повышенного уровня развития ведется  уже с детсадовского возраста, что должны заметить  родители,  чувствующие  интенсивность жизни своих малышей, видящие, как всесторонне развиваются, преображаются на глазах малыши благодаря предлагаемым в детских садах дополнительным образовательным услугам разной направленности: художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного,  эколого-биологического и т.д.  Дети  участвуют в многочисленных мероприятиях, конкурсах, в том числе и в таких  интеллектуальных, как "Умники и умницы", "Что, где, когда?", "Клуб знатоков" и т.д. Побеждают на различных конкурсах и их наставники. В 2014 году Александра Юрьевна Якимова, воспитатель детского сада №6 "Сказка", стала обладателем гранта главы администрации района, Ирина Михайловна  Казакова, воспитатель  детского сада №3 "Родничок", удостоена денежного поощрения  Главы Чувашской Республики.

Но все же  основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности закладываются в школе. "Одаренных детей  немного, - полагает директор СОШ п. Опытный Галина Георгиевна Фадеева, - разглядеть таких ребят очень сложно, так как об одаренности нельзя судить лишь по успеваемости в школе, есть одаренность художественная, интеллектуальная, академическая, творческая, социальная, даже двигательная…"

Для того чтобы выявить одаренного ребенка, в СОШ п. Опытный работают над созданием среды, в которой ребенок сможет найти себя, реализовать способности, совершенствовать свое "я". Среда - это не что-то абстрактное. Это, к примеру, специализированные технически оснащенные кабинеты учителей, грамотно спланированное пространство, информационные технологии, пространство для общения, система поддержки и сопровождения учащихся. Для учащихся СОШ п. Опытный не диковинка цифровые микроскопы, робототехника, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, медиатека, компьютерные кабинеты, мобильный класс, сенсорная комната. К их услугам, конечно же, и безграничные возможности интернета. То есть это образовательное учреждение оснащено новейшим учебным оборудованием.

С одаренными детьми педагоги работали всегда. Помню, как мой учитель математики в далекие 70-е годы прошлого уже века  занимался на уроках и во внеурочное время с ребятами, в которых обнаруживал математический ум. Некоторые приемы его работы, как индивидуальные учебные планы, образовательные программы, прослеживаются и в  отчете о работе с одаренными детьми опытнейшего  учителя математики Цивильской СОШ №1 Валерия Александровича Ермеева.  В нем  четко выделены такие стадии работы с одаренными детьми, как выявление их, методы и формы работы, результаты (названы учащиеся и их достижения, начиная с 2007-2008 учебного года). Отчет не загружен теоретическими выкладками, Валерий Александрович рассказывает о том, как в имеющихся условиях можно добиться заметных результатов. А условия имеются. Об этом говорит не только сформированный в районе банк одаренных детей, но такие факты,  как участие вашего или соседского, или одноклассника вашего ребенка в новогодней ёлке в  Москве или отдых   в профильной смене для одаренных детей на базе МУП ДОЛ "Звездный", или  в общероссийских оздоровительных лагерях "Орленок", "Артек", "Смена".

Успех к детям приходит во многом благодаря созданной в образовательных учреждениях творческой среде. "Развивается дополнительное образование, проектно-исследовательская деятельность школьников, функционирует сеть предметных кружков, секций, разновозрастных научных обществ, ассоциаций учащихся, в том числе на сетевой и межведомственной основе с привлечением лабораторной базы и кадрового потенциала учреждений профессионального образования (очно-заочные школы, дистанционные курсы, факультативы)", - поясняет Зоя Владимировна Петрова, заведующая методкабинетом отдела образования и социального развития администрации района.

В работе с талантливыми детьми важна роль предпрофильной подготовки с элективными курсами, спецкурсами,  факультативами.

Активную работу по профильному обучению уже ряд лет ведут Цивильская СОШ №1, Цивильская СОШ №2, СОШ п. Опытный. 

В Цивильской СОШ №2 в качестве организационной модели профильного обучения используется смешанная модель, что предусматривает реализацию профильного обучения на базе школы с использованием кадровых ресурсов Чебоксарского политехнического института. Ежегодно в школе проводится Неделя науки, в рамках которой организуются встречи учащихся с "Инженерами года -  2009 и 2011", экскурсии на крупные производственные площадки - АБС "Электро", ЗЭИМ, Цивильский завод инновационных технологий, музей истории  трактора и т. д.  Кружок "Лаборатория робототехники" посещает более 30 учащихся 6-11 классов. В 2014-2015 учебном году в рамках внеурочной деятельности по ФГОС во 2 классе начал работу  кружок "Легоробототехника". По словам Зои Петровой, профилизация организована на достаточно высоком уровне в школах  №1 и №2, п. Опытный, Чурачикской, Таушкасинской.

Об учебно-исследовательской деятельности, в частности, можно судить по проводимым интеллектуальным играм, творческим конкурсам, предметным олимпиадам (муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников ежегодно проходит  по 19 предметам), научно-практическим конференциям. Результаты научно-практической конференции-фестиваля творчества обучающихся "EXCELSIOR" говорят о  том, что у школьников района формируются хорошие исследовательские умения.

"Одним из важных направлений работы с одаренными детьми является развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций, совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей", - отмечает также  директор СОШ п. Опытный Галина Фадеева. В школе немало сделано для дополнительного образования ребят, о чем свидетельствуют реализующиеся 59 программ, которыми охвачены 100% учащихся. Нет смысла перечислять все достижения школы на районном, республиканском, всероссийском уровнях. Выделим, к примеру, проект "Танцующая школа", который реализуется с 2012 года и который второй год подряд занимает 1 место в республике, а воспитанники хореографической студии "Степ-ап" под руководством Татьяны  Борисовой завоевывают призовые места на всероссийском уровне.

Несомненно, велика роль наставника в работе с одаренными детьми, если он сам - яркая личность, если его отличают гибкость  в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании, если он умеет  строить отношения по принципу: мы две личности, два неповторимых человека, вместе открываем, исследуем мир.

Наверное, в ряды таких наставников сегодня можно включить и  педагогов, удостоенных в текущем году гранта главы администрации района. Это Галина Михайловна Ершова (Таушкасинская СОШ, культура родного края), Зоя Геннадьевна Доментьева (СОШ №2, математика), Марина Сергеевна Яковлева (СОШ №1, информатика), Ираида Константиновна Трофимова (Игорварская ООШ, математика), Татьяна Леонидовна Борисова (СОШ п. Опытный, хореография), Екатерина Валерьевна Никифорова (Цивильская детская школа искусств), Екатерина Владимировна Кузьмина (детский сад №6), Таисия Георгиевна Григорьева (детский сад "Хунав" п. Конар, музыкальный руководитель).

Недавно, в октябре текущего года,  возобновила работу  очно-заочная школа "Умники и умницы" на базе городской школы №1, что говорит о том, что качество подготовки ребят поднимется на уровень, так как наставниками (тьюторами) являются высококвалифицированные специалисты Чувашского государственного университета.

Сложно работать с детьми  повышенного уровня развития, "золотыми детьми". "Но эта работа важна", - подчеркивает Галина Фадеева. Нельзя не согласиться с ней: зерна таланта должны попасть на благодатную почву, тогда школьнику легче встать на дорогу поиска в науке и жизни.

Только факты

В Цивильском районе  продолжается  целенаправленная работа по  поддержке творчески устремленной молодежи. В 2013 году 45, в 2014 году 47 учащихся общеобразовательных учреждений  и воспитанников учреждений дополнительного образования удостоены стипендии главы администрации  района, в 2014 году 1 учащийся - именной стипендии Главы Чувашской Республики. В 2013 году 10 представителям молодежи и студентов района, в 2014 году - 15 - и назначена стипендия за особую творческую устремленность в размере 1830 рублей ежемесячно.  В 2014 году лауреатами премии Президента РФ стали 2 представителя молодёжи Цивильского района (в 2013- 3 чел.), в 2015 году - 1.

Ежегодно обновляется банк одаренных детей района. Сегодня в нем значатся и следующие имена: Никита Никитин, Андрей Бурков, Анатолий Алексеев (Цивильской СОШ №1), Екатерина Павлова, Алина Иванова (Кокшакасинская ООШ), Дарья Никифорова  (Конарская СОШ), Татьяна Иванова, Александра Степанова, Александра Иванова (СОШ п. Опытный), Алексей Егоров (Первостепановская СОШ), Ирина Кошкина (Поваркасинская ООШ), Мая Егорова, Елена Аврелькина, Анастасия Степанова (Цивильская СОШ №2), Александра Александрова, Даниил Иванов. Екатерина Тимофеева (Тувсинская СОШ), Анна Прокопьева (Чиричкасинская ООШ), Кирилл Копеев, Владимир Григорьев, Юлия Алексеева (Чурачикская СОШ), Ольга Андреева, Анастасия Федорова, Инна Павлова (Таушкасинская СОШ).

Ангелина ЖЕЛТУХИНА



"Цивильский вестник"
13 ноября 2015
10:04
Поделиться