Право потребителя на возмещения вреда, причиненного вследствие оказания услуг общественного питания
Порядок предоставления услуг общественного питания регулируется Правилами оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036) (далее - Правила), которые разработаны в соответствии с Законом от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).
В соответствии с пунктами 1 и 6 Правил, потребитель имеет право на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья. Исполнитель (организация, предприниматель) обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа (п. 19 Правил). В соответствии с пунктом 22 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов/
Пунктом 28 Правил оказания услуг общественного питания предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.
В силу статьи 4 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в том числе, посредством проведения предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условий их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Согласно положениям Закона, потребитель имеет право на то, чтобы оказываемая ему услуга была безопасна для жизни и здоровья. Вред, причиненный здоровью потребителя (в ресторане, кафе, столовой и др.), подлежит возмещению в полном объёме. Например: заражение кишечной инфекцией в связи с нарушением исполнителем норм санитарного законодательства в процессе их приготовления, хранения или доставки.
Согласно пункту 1 статьи 14 названного Закона вред, причиненный здоровью потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме.
Аналогичные положения содержатся в ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в силу которой вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
При этом в соответствии со статьей 1098 ГК РФ и пунктом 5 статьи 14 Закона исполнитель услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Таким образом, потребитель, здоровью которого причинен вред, вправе обратиться за его возмещением к исполнителю услуг общественного питания (ст. 29 Закона ). Кроме того, он может обратиться за защитой своих прав в суд с соответствующим исковым заявлением.
В судебном порядке в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона может быть разрешен и вопрос о компенсации морального вреда, причиненного потребителю. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения имущественного вреда и определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В случае нарушения исполнителем прав потребителя последний вправе обратиться с жалобой в соответствующий орган государственного надзора (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии по адресу: г. Чебоксары, пр. Московский 3Д) и его территориальные отделы.
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в консультационный центр для потребителей по адресу:. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 17, каб. 200, 202, тел. 8(835) 56-46-66, 56-29-01, электронный адрес: urist.centr@cge21.ru, skype: URIST.CGE21