Конституционный Суд Российской Федерации разрешил суд присяжных над несовершеннолетними
Конституционный Суд РФ своим постановлением от 22.05.2019 № 20-П «По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда» допустил суд присяжных по ходатайству совершеннолетнего обвиняемого, у которого есть несовершеннолетние соучастники. Спорная норма уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации.
Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей не относится к числу основных прав, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения. По смыслу приведенных конституционных положений, данное право - в отличие от права на независимый и беспристрастный суд или презумпции невиновности - не входит в основное содержание (ядро) конституционного права на судебную защиту, не подлежащего изменению иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (статья 64) Конституции Российской Федерации), а выступает в качестве одной из его процессуальных гарантий, предоставляемых на основе дискреционных полномочий федерального законодателя в соответствии со статьями 71 (пункты "в", «г», "о"), 118 (часть 3) и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Как следует из этих статей, определение категорий уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, а равно изменение его ранее установленной подсудности относятся к ведению федерального законодателя и не могут расцениваться в качестве ограничения права на судебную защиту (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2010 № 8-П).
Как пояснил суд, выделить дело в отношении несовершеннолетних в отдельное производство невозможно. При этом среди вмененных подсудимым преступлений дела подсудны присяжным заседателям.
Возможность рассмотрения судом с участием присяжных заседателей уголовного дела по обвинению в совместном совершении преступления лица, достигшего к моменту его совершения совершеннолетия, и несовершеннолетних лиц в случае, если суд придет к выводу о невозможности выделения уголовного дела в отношении несовершеннолетних в отдельное производство ввиду того, что это будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения дела, выделенного в отдельное производство, и дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей, и при условии отсутствия среди вмененных подсудимым тех преступлений, дела о которых выведены из предметной подсудности суда с участием присяжных заседателей.