Порядок получения электронного полиса ОСАГО
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, возложена на владельцев данных транспортных средств.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Закон об ОСАГО владельцами транспортных средств являются: собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
С 1 января 2017 года страховщик, обладающий лицензией на осуществление ОСАГО, обязан обеспечить возможность заключения договора в электронной форме любому лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением (см. п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Для заключения электронного договора ОСАГО необходимо осуществить следующие действия:
- зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через Портал государственных услуг Российской Федерации);
- в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.
При направлении заявления страхователь вправе направить страховщику в виде электронных копий и (или) электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГе (для физ. лица: паспорт или иной удостоверяющий личность документ; паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства; водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством; диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется), подтверждающие сведения, указанные им в заявлении, путем загрузки соответствующих электронных документов (электронных копий) в личный кабинет страхователя ОСАГО.
Представляемые копии документов должны полностью воспроизводить информацию подлинника документа, текст документов должен свободно читаться (должны быть четко видны даты, реквизиты, надписи, печати и т.д., не допускается наличие бликов или обрезанных частей документов, делающих копии нечитаемыми).
Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему - АИС ОСАГО. После проведения проверки и получения от АИС ОСАГО подтверждения сведений страховщик должен направить страхователю расчет страховой премии, сообщить ему условия договора и срок уплаты страховой премии (в зависимости от выбранного способа оплаты), обеспечить возможность обмена данными в электронном виде, которые необходимы для осуществления безналичной оплаты. Дополнительно может быть предоставлена информация об оплате наличными деньгами. Если от АИС ОСАГО получен отказ в подтверждении сведений, указанных в заявлении, страховщик предлагает страхователю осуществить корректировку таких сведений.
После уплаты страхователем страховой премии страховщик незамедлительно высылает страховой полис ОСАГО в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика, по указанному адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО.
Распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа водитель обязан иметь при себе. Наравне с бланком полиса ОСАГО она является доказательством исполнения владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности. Это может потребоваться как при проверке сотрудниками полиции, так и при совершении регистрационных действий.
Дополнительно сообщаем, что одновременно с заполнением заявления страхователь вправе с использованием сайта страховщика сообщить страховщику о своем желании кроме получения страхового полиса в виде электронного документа получить данный страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, в офисе страховщика либо посредством почтового отправления.
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» по адресу: г. Чебоксары ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 200, 202, по телефону: 56-46-66, 56-29-01; на адрес электронной почты: urist.centr@cge21.ru
Также работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней, на русском и английском языках.