Советы потребителям при покупке плодоовощной продукции
Плодоовощную продукцию желательно покупать в предприятиях торговли, отделах или секциях, специально предназначенных для этих целей. Предприятия торговли обязаны иметь вывеску с указанием реквизитов хозяйствующего субъекта и информацию о режиме работы.
Не разрешается продажа пищевых продуктов, в том числе и плодоовощной продукции в несанкционированных местах (у автомобильных трасс, торговых центров и магазинов, на внутридомовых территориях и т. д.). Реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в т.ч. бахчевых навалом, с земли не разрешается. Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.
При покупке плодоовощной продукции необходимо обращать внимание на условия хранения, на внешний вид продукции, не допускается в продажу плодоовощная продукция с признаками порчи (загнившие), с нарушением целостности, с механическими повреждениями, с повреждениями сельскохозяйственными вредителями. На реализуемую плодоовощную продукцию в наличии должны быть сопроводительные документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
Покупатель имеет право потребовать у продавца товарно-сопроводительные документы, обеспечивающие прослеживаемость данной продукции и имеющие сведения о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика, или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на
иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза и должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции.
- состав пищевой продукции.
Не требуется указывать состав свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом.
- количество пищевой продукции.
Массу или объем фруктов, овощей, продаваемых поштучно, допускается не указывать.
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции, (наименование и место нахождения импортера).
Информацию о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке.
- показатели пищевой ценности пищевой продукции.
Пищевая ценность в маркировке овощей (включая картофель), фруктов (включая ягоды) может не указываться.
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО);
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
При покупке некачественного продукта потребителю необходимо обратиться в адрес продавца (производителя) с письменной претензией. Претензия составляется в двух экземплярах, один экземпляр передается продавцу, а на другом экземпляре продавец наносит дату принятия претензии. В том случае, если продавец не принимает претензию, претензию следует направить продавцу почтовой связью заказным с уведомлением о вручении и с описанием о вложении. Продавец обязан претензию рассмотреть в десятидневный срок при расторжении договора купли-продажи. Если ответа не последовало или требования потребителя в претензии не удовлетворены, потребитель имеет право обратиться в суд.