Страхование жилья в квитанциях ЖКХ
В последнее время жильцы многоквартирных домов в своих почтовых ящиках находят «информационные письма», содержащие оферту (предложение заключить договор страхования имущества). После чего, на следующий месяц приходит квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, уже содержащая строку «добровольное страхование». Остановимся на данных квитанциях подробнее.
В 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 320-ФЗ, который ввёл правила страхования жилья от чрезвычайных ситуаций. Добровольное страхование в квитанции ЖКХ – это страховка лица (собственника жилого помещения) от потери имущества при наступлении чрезвычайной ситуации.
Практика управляющих компаний по включению в платежный документ за оплату жилищно-коммунальных услуг жителям многоквартирных домов платы за добровольное страхование квартиры при фактическом отсутствии каких-либо договорных отношений со страховой компанией вводит потребителей в заблуждение. И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.
Роспотребнадзор относит данный факт к нарушению принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации, который в определении от 23 сентября 2020 г. N 309-ЭС20-13251 по делу N А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ.
Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Однако для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Управляющая компания, предоставляя информацию в счете-квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по строке «услуга добровольное страхование» определенной страховой компании, выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений многоквартирного дома. Указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления многоквартирным домом и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги.
С учетом изложенного, рекомендуем более внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе, чтобы в дальнейшем это для потребителей не превращалось в финансовые потери.
11:21
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе