Сроки удовлетворения требований покупателя
Сталкиваясь с покупкой некачественного товара, у потребителя возникает вопрос, в какие сроки должны быть удовлетворены его законные требования продавцом. Рассмотрим несколько ситуаций в зависимости от требований потребителя к продавцу, уполномоченной организации или импортеру.
- Покупатель хочет обязать устранить недостатки товара.
В соответствии со ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок удовлетворения требования зависит от наличия письменного соглашения. Так если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме, не может превышать сорок пять дней.
Следует обратить внимание, что отсутствие деталей и запасных частей, на которое часто ссылаться ответственные за ремонт лица, не освобождает от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
На время длительного ремонта по требованию потребителя продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить товар, обладающий этими же потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Это означает, что если сломался холодильник определенной марки и модели, то на замену может быть предоставлен холодильник другой марки и модели, а не точно такой же, какой забрали в ремонт по гарантии. Требование о предоставлении подмены не распространяется на перечень товаров, установленных Правительством Российской Федерации, а именно:
- автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
- мебель;
- электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электоробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и (или) кожными покровами);
- электрические, газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи;
- гражданское оружие;
- ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов.
- Покупатель хочет заменить товар ненадлежащего качества.
Заменить товар должны в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки такого качества продавцом - в течение 20 дней со дня предъявления требования, в случае отсутствия товара, необходимого для замены - в течение месяца.
- Правомерные денежные требования потребителя, когда покупатель хочет:
- уменьшить покупную цену товара ненадлежащего качества,
- взыскать расходы на устранение недостатка,
- взыскать деньги за товар, в отношение которого продавцом не была предоставлена достоверная информация,
- взыскать предоплату в связи с не передачей товара,
- взыскать убытки, возникшие в связи с покупкой товара ненадлежащего качества - регулируются статьями 22, 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Данные требования должны быть удовлетворены в течение 10 дней со дня их предъявления. Под убытками следует понимать, в частности, все произведенные потребителем расходы, связанные с ненадлежащим исполнением договора купли- продажи, в том числе и возврат денежных средств, уплаченных потребителем за товар, а в случае спора - расходы на консультации у юристов, оплату их представительства в суде и др.
Какие дни считать календарные или рабочие?
Поскольку Закон РФ «О защите прав потребителей» не уточняет, что дни рабочие, исчисление сроков идет в календарных днях.
За нарушение сроков предусматривает неустойку, которая должна быть уплачена потребителю в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
За нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара, продавец платит неустойку в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты.