«Сигареты в 2024 году подорожали», «Что делать, если не приходят в срок выписанные газеты и журналы?», «Необоснованное завышение цены», «Законность фотосъемки в магазине»
Сигареты в 2024 году подорожали
В 2024 году единая минимальная цена табачной продукции (ЕМЦ) – 129,00 руб. за пачку, что выше на 10 рублей по сравнению с прошедшим годом.
Единая минимальная стоимость сигарет - это цена, ниже которой невозможно устанавливать розничные цены на табачную продукцию. Сигареты, которые продаются дешевле, автоматически приравниваются к нелегальной продукции. Реализация табачной продукции потребителям должна осуществляться по максимальным розничным ценам (МРЦ).
Продукция, произведенная или ввезенная на территорию РФ до 01.01.2024г., с указанной на потребительской упаковке максимальной розничной ценой ниже установленной единой минимальной цены может быть реализована до 01.04.2024 г., т.е. с 01 апреля 2024 г. запрещена реализация остатков с 2023 г. табачной продукции с ЕМЦ 119 руб.
Завышение розничным продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, образует состав административного правонарушения.
Что делать, если не приходят в срок выписанные газеты и журналы?
Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (далее - Правила), разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями, вытекающие из договора подписки на периодические печатные издания.
Под периодическими печатными изданиями понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В роли подписчика выступает гражданин, приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. А распространителем является редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Распространитель обязан обеспечить доставку подписчику периодических печатных изданий в объявленные им при приеме подписки сроки (периоды).
При задержке выхода в свет экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания или изменении его объема редакция, издатель за свой счет сообщают об этом в средствах массовой информации, а также информируют распространителя и подписчика.
Подписчик вправе предъявить требования в отношении экземпляра (экземпляров) недоставленного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания или доставленного с нарушением срока (периода) доставки по своему усмотрению к редакции, издателю либо к распространителю.
При несоблюдении срока доставки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания подписчик вправе предъявить к распространителю требование о его доставке или возврате цены доставки.
Подписчик, не получивший экземпляр (экземпляры) периодического печатного издания или получивший его с нарушением срока доставки, вправе по своему выбору:
- назначить новый срок доставки;
- потребовать возмещения своих расходов на приобретение экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания у другого лица;
- потребовать возврата цены подписки неполученного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания;
- расторгнуть договор подписки;
- согласиться на доставку экземпляра (экземпляров) другого периодического печатного издания.
Распространитель обязан удовлетворить в 10-дневный срок следующие требования подписчика:
- уменьшить цену подписки не доставленного в срок экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания;
- возместить расходы на приобретение экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания у другого лица;
- возвратить цену подписки недоставленного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания;
- возместить убытки, причиненные расторжением договора подписки.
За каждый день просрочки срока доставки, установленного договором подписки, или нового срока доставки, назначенного подписчиком, выплачивается неустойка в размере 3% цены доставки до дня её осуществления.
Необоснованное завышение цены
Некоторым покупателям приходилось сталкиваться с тем, что продавец (исполнитель) устанавливает различные цены на один и тот же товар /(услугу) в зависимости от способа оплаты. При этом стоимость продукта при безналичном расчете оказывается выше, чем при наличном.
Организация или индивидуальный предприниматель обычно ссылаться на то, что цена разная в связи с уплатой процента по договору эквайринга, т.е. услуги банка по приему безналичной оплаты.
Законодательством установлено, что продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать различные цены в отношении одного и того же вида товаров (работ, услуг) в зависимости от способа их оплаты продавцу (исполнителю) посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 4 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей») .
Кроме того, если выручка организации от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий год превышает 20 млн. рублей, то она обязана принимать карту «МИР», которая является национальным платежным инструментом РФ.
Законность фотосъемки в магазине
Нередко между покупателями и сотрудниками магазина возникают разногласия по поводу фотосъемки в торговых залах магазина.
Статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» закреплена обязанность торговой организации своевременно предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товаре, помимо всего прочего, в обязательном порядке должна содержать цену товара в рублях, а также условия приобретения. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.
Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее – Правила продажи) урегулирован спорный момент о возможности фотографирования реализуемой продукции на территории торговых объектов.
В Правилах продажи указано, что «на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации».
Таким образом, продавец не вправе запрещать покупателю фотографировать в торговых залах магазина необходимую информацию, предоставление которой установлено законодательством о защите прав потребителей и любые виды товаров.