Самозанятость и права потребителей
В 2019 году в качестве эксперимента для граждан, занимающихся деятельностью, приносящей доход, но не оформленных в качестве индивидуальных предпринимателей был введен особый налоговый режим. Официально он называется «налог на профессиональный доход». Граждане, связавшие свою деятельность с налогом на профессиональную деятельность, получили статус «Самозаятый». Этот налоговый режим подходит для многих профессий из разных областей. Но чаще всего самозанятые реализуются в предоставлении бытовых услуг, таких, как ремонт бытовой техники, компьютеров, оказании парикмахерских услуг и т.д.
Приобретая у самозанятого гражданина услуги или товары, каждый потребитель должен понимать, что к физическим лицам, осуществляющим деятельность без государственной регистрации в качестве предпринимателя и относящимся к числу лиц, к которым применяется специальный налоговый режим (самозанятые граждане), не могут быть предъявлены со стороны контрольного (надзорного) органа требования по соблюдению нормативных правовых актов, являющихся предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
Уведомительному порядку начала деятельности самозанятые граждане не подлежат, поскольку их деятельность не является предпринимательской.
Споры, возникающие между потребителем и самозанятым гражданином, квалифицируются, как споры между двумя гражданами и разрешаются исключительно в рамках гражданского судопроизводства. Если суд при рассмотрении гражданского дела по спору между физическими лицами посчитает возможным применить законодательство о защите прав потребителей, сочтя, что к ответчику применимы положения пункта 4 статьи 23 ГК РФ, потребитель сможет реализовать свои права, представленные Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», безотносительно к факту отсутствия у физического лица, нарушившего его права, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.